Институт художественной культуры государственный (Гинхук)
ИНСТИТУТ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ государственный (Гинхук), научно-исследовательская организация и творческое объединение в Ленинграде. Создан на базе петроградского Музея художественной культуры (МХК) - одного из первых в России (наряду с Живописной культуры музеем в Москве) музеев новых течений в искусстве (открыт в 1919; среди организаторов - Н. И. Альтман, А. Е. Карев, А. Т. Матвеев). В залах МХК устраивались выставки; в мае 1923 была поставлена драматическая поэма «Зангези» В. В. Хлебникова (в оформлении В. Е. Татлина). В 1926 ценная коллекция произведений русского авангардизма из МХК была передана в Русский музей.
В 1923 на музейной конференции П. Н. Филонов «от группы левых художников» внёс предложение о преобразовании МХК в Институт исследований культуры современного искусства. В октябре 1924 года МХК был преобразован в Институт художественной культуры; директором был избран К. С. Малевич, его заместителем - Н. Н. Пунин. В марте 1925 Институт художественной культуры был утверждён Совнаркомом в качестве государственного учреждения. В состав Гинхука входили формально-теоретический отдел (заведующий Малевич, разрабатывавший «теорию прибавочного элемента» в живописи; лабораториями цвета и формы руководили В. М. Ермолаева и Л. А. Юдин), отдел органической культуры (заведующий М. В. Матюшин, сотрудники Б. В., М. В., К. В. Эндеры и др.), отдел материальной культуры (заведующий Татлин, сотрудники Н. А. Хапаев, Е. А. Некрасов и др.), отдел общей идеологии (заведующий Пунин). Некоторое время работали внештатные отделы: экспериментальный (заведующий П. А. Мансуров) и фонологический (заведующий И. Г. Терентьев). Гинхук стал школой профессионального мастерства для многих ведущих художников Ленинграда 1920-30-х годов; его аспирантами и практикантами были Ю. А. Васнецов, В. И. Курдов, А. А. Лепорская, К. И. Рождественский, В. В. Стерлигов, Н. М. Суетин, Е. И. Чарушин, И. Г. Чашник, Л. М. Хидекель и др. Художники, работавшие в Гинхуке, стремились в пространственных структурах своих произведений претворять принципы формообразования в природе. Результаты работы демонстрировались на отчётных выставках (1924-26). После статьи в «Ленинградской правде» (10.6.1926), обвинившей деятелей Гинхука в «откровенной контрреволюционной проповеди», институт был ликвидирован осенью 1926 года.
Реклама
Лит.: Жадова Л. А. Государственный институт художественной культуры (ГИНХУК) в Ленинграде // Проблемы истории советской архитектуры. М., 1978. № 4; Ковтун Е. Ф. Путь Малевича // К. Малевич. (Кат. выставки). Л. и др., 1989.
Е. Ф. Ковтун.