Институт художественной культуры (Инхук)
ИНСТИТУТ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ (Инхук), научно-исследовательская организация и творческое объединение в Москве. Организован в марте 1920 при Отделе ИЗО Наркомпроса. Первоначально деятельность института проходила под влиянием «левых» течений в изобразительном искусстве (абстракционизм и др.); ставилась задача исследования формальных выразительных средств различных видов искусства (музыки, живописи, скульптуры и др.) и особенностей их воздействия на зрителя, выяснения роли подсознания в творческом процессе (программа В. В. Кандинского, 1920). Ряд сотрудников Инхука (во главе с А. М. Родченко) считал такой метод анализа искусства субъективным, противопоставив ему «объективный метод». «Рабочая группа объективного анализа», созданная в 1920 году, исследовала художественные произведения с точки зрения законов их внутренней организации, выделив два принципа организации художественного произведения: композицию, основанную на вкусовом и стилевом подходе, и конструкцию, которая представлялась более объективным принципом. Члены «Рабочей группы» составили ядро «молодой» профессуры Вхутемаса, которая внедряла там «объективный метод» преподавания. В конце 1920 - 1-й половине 1921 из недр группы вышли и оформились в самостоятельные подразделения (со своими программами) коллективы конструктивистов, «обжективистов» и др.
Реклама
С 1921 Инхук, развивая идеи «Левого фронта искусств» (Леф), занимался теоретической разработкой проблем конструктивизма и производственного искусства, вёл экспериментальную работу в области художественного конструирования (смотри Дизайн). Инхук возглавляли последовательно В. В. Кандинский, А. М. Родченко, О. М. Брик, Б. И. Арватов. На основе рабочих групп Инхука позднее были созданы Ассоциация новых архитекторов (АСНОВА) и Общество современных архитекторов (ОСА). Активными деятелями Инхука были также А. В. Бабичев, А. А. Веснин, А. Г. Габричевский, Н. А. Ладовский, Л. М. Лисицкий, Л. С. Попова, В. Ф. Степанова. В 1924 году Инхук прекратил существование.
Лит.: Программа ИНХУКа // Советское искусство за 15 лет. М.; Л., 1933; Из истории советской эстетической мысли. М., 1967; Хан-Магомедов С. О. Возникновение и формирование ИНХУКа // Проблемы истории советской архитектуры. М., 1976. № 2; он же. Секция монументального искусства ИНХУКа // Там же. 1977. № 3; он же. Дискуссия в ИНХУКе о соотношении конструкции и композиции (январь - апрель 1921 года) // Труды Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики. Художественные и комбинаторные проблемы формообразования. М., 1979. Вып. 20; он же. Пионеры советского дизайна. М., 1995.
А. Н. Лаврентьев, С. О. Хан-Магомедов.