Интервал

ИНТЕРВАЛ (от латинского intervallum - промежуток) в музыке, соотношение 2 музыкальных звуков по их высоте (смотри Высота звука). Характеризуется числом охватываемых им ступеней звукоряда и качественной определённостью, зависящей от числа целых тонов и полутонов, разделяющих звуки. В обозначениях интервал указывается как количественная (ступеневая) величина (латинские порядковые числительные или цифры), так и качественная (определения «чистый», «малый», «большой», «уменьшённый», «увеличенный», «дважды уменьшённый», «дважды увеличенный»). Интервалы в пределах октавы называются простыми, более широкие - составными. Простыми интервалами являются:

чистая прима (ч. 1) - 0 тонов

малая секунда (м. 2) - 1/2 тона

большая секунда (б. 2) - 1 тон

малая терция (м. 3) – 1 1/2 тона

большая терция (б. 3) - 2 тона

чистая кварта (ч. 4) – 2 1/2 тона

увеличенная кварта (ув. 4) - 3 тона

уменьшённая квинта (ум. 5) - 3 тона

чистая квинта (ч. 5) – 3 1/2 тона

малая секста (м. 6) - 4 тона

большая секста (б. 6) - 4 1/2 тона

Реклама

малая септима (м. 7) - 5 тонов

большая септима (б. 7) – 5 1/2тонов

чистая октава (ч. 8) - 6 тонов

Составные интервала: нона (малая и большая), децима (малая и большая), ундецима (чистая и увеличенная), дуодецима (уменьшённая и чистая), терцдецима (малая и большая), квартдецима (малая и большая), квинтдецима (чистая). Величина исходных измерительных единиц - тонов и полутонов - определяется строем музыкальным. Интервалы, совпадающие по числу охватываемых ступеней, могут быть различными по числу тонов и полутонов, например, м. 2 и б. 2. В темперированном строе одинаково звучащие интервалы могут содержать разное число ступеней (смотри Энгармонизм). Таковы, например, ув. 4 и ум. 5, содержащие по три тона и объединяемые термином «тритон».

Интервал

Составные (диатонические) интервалы от звука до.

Сочетание 2 звуков в одновременности называется гармоническим интервалом, в последовательности - мелодическим. Гармонические интервалы обладают особенно яркой для слуха окраской (фонизмом). По качеству звучания они делятся на консонирующие и диссонирующие (смотри Консонанс и диссонанс). Нижний звук называется основанием интервала, верхний - вершиной. С помощью октавной перестановки одного или обоих звуков интервала можно получить обращение интервала. В связи с родами интервальных систем интервалы подразделяются на диатонические (смотри Диатоника) и хроматические (смотри Хроматизм). Интервалы меньше полутона использовались в древнегреческой музыке, встречаются во многих традиционных музыкальных культурах мира, в ряде музыкальных направлений 20-21 века (смотри Микрохроматика, Сонорика, Четвертитоновая система).

Е. В. Назайкинский.