Инженю

ИНЖЕНЮ [французский ingénu(е), буквально - наивный(ая), простодушный(ая), простосердечный(ая)], актёрское амплуа, исполнительница) ролей юных молодых людей (чаще - девушек) с чертами наивности, простодушия и искренности. В России это амплуа (в мужском и женском варианте) часто называли «простак» и «простушка». Классический пример - Агнес («Школа жён» Мольера), Кандид («Кандид» по Вольтеру), чьи имена впрямую указывают на их амплуа: agnès (разговорный) - простушка; candide - чистосердечный, правдивый, искренний. Возникло в 18 веке как конкретизация более обобщённого амплуа «влюблённых» (amoureuses), распространённого в драматургии 17 века (например, у Мольера). К концу 18 века во французском театре различали несколько типов инженю: по характеристикам персонажей - «скромница», «девственница», «добродетельная»; по жанрам - лирическая, комическая, драматическая инженю и др. Амплуа инженю соответствовали определённые физические данные (небольшой рост, изящная фигура, «серебристый голос») и манера исполнения (эмоциональная непосредственность, отсутствие экспрессивной жестикуляции, «потупленный взор» и т.п.). Одна из самых известных исполнительниц ролей инженю - французская актриса мадемуазель Марс (вошла в труппу «Комеди Франсез» в 1799). В сценической практике 18 - начала 19 века не всегда соблюдалось возрастное соответствие между ролью и актрисой. Так, мадемуазель Марс и в старости играла 18-летних девушек. Амплуа инженю, в сценическом искусстве 18 века нередко иллюстрировавшее концепцию «естественного человека» (Ж. Ж. Руссо), особое значение приобрело в сентименталистской драме конца 18 века, выдвигавшей на первый план образ молодой невинной девушки (в трагическом или комическом варианте развития её судьбы). В России амплуа инженю начало использоваться, по-видимому, в последнее десятилетие 18 века. Одна из первых русских инженю - Е. С. Сандунова; в ролях инженю (в основном в водевильном репертуаре) прославилась В. Н. Асенкова.

Реклама

Лит.: Пави П. Словарь театра. М., 1991; Pierron А. Dictionnaire de la langue du théâtre. Р., 2002; Гительман Л. И. Зарубежное актерское искусство XIX в. Франция. Англия. Италия. США: Хрестоматия. СПб., 2002; Актеры-легенды Петербурга. СПб., 2004.

О. Н. Купцова.