Иоанн экзарх Болгарский

ИОАНН экзарх Болгарский (предположительно 860-е годы - между 917 и 927), древнеболгарский церковный деятель, духовный писатель, переводчик.

Биографические сведения об Иоанне крайне скудны; единственным их источником остаются его собственные сочинения. Считается, что Иоанн учился в 880-е годы в Константинополе, где его соучеником был будущий болгарский царь Симеон (893-927), а также в болгарской столице Преславе у учеников Мефодия (смотри Кирилл и Мефодий). Достоверно известно лишь то, что он принял сан пресвитера. Вопрос о том, что в начале 9 века значил титул «экзарх Болгарский», всегда употреблявшийся при имени Иоанна, однозначного ответа не имеет. Высказывались гипотезы, что он был наместником греческого митрополита в Болгарии, управлял болгарскими церквами и монастырями, был главой Болгарской церкви и т.д.

В начале 890-х годов выполнил выборочный перевод на церковнославянский язык «Точного изложения православной веры» - 3-й части труда святого Иоанна Дамаскина «Источник знания». В предисловии к переводу Иоанн излагает историю церковнославянского языка, сообщает, что перевод был поручен ему Доксом, принявшим монашество братом князя Бориса I, крестителя Болгарии, и поясняет, что в переводе пытался передать не форму, а смысл сочинения Иоанна Дамаскина. К началу 10 века относится другой обширный труд Иоанна - «Шестоднев» (трактат в 6 частях, повествующий о Сотворении мира и устройстве мироздания), опирающийся на творения святителя Василия Великого, Севериана Гевальского, Феодорита Кирского и других авторов, которые, в свою очередь, использовали античные тексты (например, «Историю животных» Аристотеля). В «Шестоднев» включены также ценные исторические вставки самого Иоанна, например, описание дворца царя Симеона в Преславе, изложение устройства верховной власти в Болгарии и пр. Прежде всего, в связи с работой над «Шестодневом» Иоанном были впервые разработаны основы философской и естественнонаучной терминологии церковнославянского (древнеболгарского) языка, повлиявшие на культурное развитие всего православного славянского мира. Иоанн - автор нескольких проповедей («Слов») к двунадесятым праздникам, составленных по материалам произведений святого Иоанна Златоуста и других византийских авторов. Часть из «Слов» Иоанна (на Преображение, на Вознесение и др.) многие столетия играла роль образцов проповеди в традиции древнерусской, болгарской и сербской книжности.

Реклама

Сочинения Иоанна экзарха были введены в научный оборот русским учёным болгарского происхождения К. Ф. Калайдовичем (1824).

Издания: Богословие Иоанна Дамаскина в переводе Иоанна ексарха Болгарского / Предисл. А. Н. Попова. М., 1878; Шестоднев, составленный Иоанном эксархом Болгарским, по харатейному списку Московской Синодальной Библиотеки 1263 г. // Чтения в Обществе истории и древностей российских. 1879. Кн. 3; Aitzetmüller R. Das Hexaemeron des Exarchen Johannes. Graz, 1958-1975. Bd 1-7; Sadnik L. Des Heiligen. Johannes von Damaskus «Έκθεσις ακριβής τής ορθοδόξου πίστεως» in der Überzetzung des Exarchen Johannes. Wiesbaden; Freiburg, 1967-1983. Bd 1-4; Иванова-Мирчева Д. Йоан Екзарх Български. Слова. София, 1971. Т. 1; Шестоднев Иоанна экзарха Болгарского. Ранняя русская редакция. М., 1998.

Лит.: Калайдович К. Ф. Иоанн, ексарх Болгарский. Исследование, объясняющее историю славянского языка и литературы IX и Х столетий. М., 1824; Икономова Ж. Йоан Екзарх // Кирило-Методиевска енциклопедия. София, 1995. Т. 2; Трендафилов Х. Йоан Екзарх Български. София, 2001; Баранкова Г. С., Мильков В. В. Шестоднев Иоанна экзарха Болгарского. СПб., 2001.

Д. И. Полывянный.