Иоанн II

ИОАНН II (? - 1089, Киев), митрополит Киевский (не позднее 1077/78 - 1089). По происхождению грек. Впервые упоминается в источниках в 1077 году, когда поставил епископом Ростовским Исайю. Возможно, основал две новые епископии: около 1085 во Владимире-Волынском, в 1088 в Турове. В декабре 1086 он участвовал в похоронах князя Ярополка Изяславича. В 1088 году освящал церковь Святого Михаила в Выдубецком монастыре, а 14.8.1089, в присутствии князя киевского Всеволода Ярославича, - Успенский собор Киево-Печерского монастыря. По отзыву летописца, отличался учёностью, милостивым и ласковым нравом, смирением, кротостью («Повесть временных лет»), Иоанну II приписывается «Иоанна, митрополита русского, нареченаго (пророком) Христа, ... правило церковное...» (в историографии получило название «Канонические ответы митрополита Иоанна II»), составленное около 1083/84 на греческом языке, а затем переведённое на древнерусский язык. В этом произведении определяются различные нормы поведения мирян, священников и монахов, а также правила внутрицерковного устройства. «Канонические ответы...» стали первым древнерусским каноническим сочинением. По мнению Я. И. Щапова, Иоанну II принадлежит лишь часть текста. Согласно гипотезе В. Г. Васильевского (вызвала возражение А. П. Каждана и британского исследователя С. Франклина; поддержана польским историком А. Поппэ), именование Иоанна II в заголовке сочинения «пророком Христа» - не что иное, как родовое имя (Продром) и личное имя (Христос); в случае если она верна, то Иоанн II являлся родственником известного византийского литератора Феодора Продрома.

Реклама

Около 1085 года в связи с обострением греко-русской полемики против латинян Иоанн II написал послание антипапе Клименту III (наиболее ранние списки относятся к 14 веку). В нём он укорял католиков за отход от традиций христианства, за «беззаконное» отправление обрядов. Эта же тема поднимается в «Поучении от седми собор на латину» (наиболее ранние списки относятся к 14 веку). Это произведение А. И. Попов считал 2-й редакцией послания Иоанна II Клименту III, а А. С. Павлов определил как компиляцию послания Иоанна II Клименту III и послания митрополита Никифора к владимиро-волынскому князю Ярославу Святополчичу. Сочинения Иоанна II опубликованы в книгах Павлова «Критические опыты по истории древнейшей греко-русской полемики против латинян» (1878), И. В. Понырко «Эпистолярное наследие Древней Руси, XI-XIII века. Исследования, тексты, переводы» (1992) и др.

Соч.: Канонические ответы митрополита Иоанна II // Памятники древнерусского канонического права. 2-е изд. СПб., 1908. Ч. 1.

Лит.: Неволин К. А. О митрополите Иоанне II как сочинителе послания к архиепископу римскому Клименту о опресноках // Известия императорской Академии наук по отделению русского языка и словесности. 1853. Т. 2; Попов А. Н. Историко-литературный обзор древнерусских полемических сочинений против латинян. XI-XV вв. М., 1875; Приселков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси Х-XII вв. СПб., 1913; Щапов Я. Н. Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси в XI-XIII вв. М., 1978; он же. Государство и церковь Древней Руси, Х-XIII вв. М., 1989; Podskalsky G. Metropolit Ioann II als Ökumeniker // Ostkirliche Studien. 1988. Bd 37; Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988-1237 годы). 2-е изд. СПб., 1996.

Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников.