Иоанн Лествичник

ИОАНН ЛЕСТВИЧНИК, Схоластик, Синаит (‘Ιωάννης ό τής Κλίμακος) (до 579 - около 650, по другим данным, около 525 – начало 7 века), игумен Синайского монастыря Святой Екатерины, духовный писатель, христианский святой. Сведения о жизни Иоанна Лествичника чрезвычайно скудны и имеют во многом агиографический характер. Основным источником является посвящённая Иоанну Лествичнику энкомия Даниила Раифского («Краткое описание жития аввы Иоанна, игумена святой горы Синайской, прозванного Схоластиком, поистине святого отца»), написанная вскоре после смерти подвижника. Согласно агиографической традиции, Иоанн Лествичник - сын святых Ксенофонта и Марии, брат пустынника святого Георгия Арсилаита. В возрасте 16 лет подвизался в Синайском монастыре Святой Екатерины при авве Мартирии. После смерти наставника удалился в пустынь Фола, принял обет благого молчания. Подвизался в пустыни около 40 лет. Предпринял путешествие в Египет; по возвращении из Египта был избран игуменом Синайского монастыря Святой Екатерины. За несколько лет до смерти оставил игуменство и вновь удалился в пустынь, где, вероятно, и скончался.

Реклама

Иоанн Лествичник

«Иоанн Лествичник, Георгий и Власий». Икона. Последняя треть 13 века. Русский музей (Санкт-Петербург).

Основной труд Иоанна Лествичника - «Лествица райская» («Κλίμαξ τοΰ παραδείσου») - сочинение, известное также по раннему манускрипту из Национальной библиотеки в Париже как «Скрижали духовные» («Πλάκες πνευματικαί»), составленное Иоанном Лествичником по просьбе Иоанна, игумена Раифского. Адресованное в равной мере как подвижникам-отшельникам, так и монахам, подвизающимся в общежитии (киновии), сочинение представляет собой руководство в духовной жизни инока, которая, по мысли Иоанна Лествичника, является путём непрерывного восхождения по лестнице духовного совершенствования. Таковых ступеней Иоанн Лествичник выделяет 30, по числу лет земной жизни Спасителя, предшествовавших началу его проповеди. «Лествица» подразделяется на ряд содержательных блоков: слова 1-4-е - о практике отречения от мира, слова 5-7-е - о практике покаяния, слова 8-17-е - об отвержении пороков и снискании добродетелей, слова 18-26-е - о практике аскезы и избежании прельщения искушениями в ней, слова 27-29-е - о снискании безмолвия (исихии), молитве, бесстрастии (апатии), слово 30-е - о вере, надежде, любви. Так, согласно «Лествице», путь христианского совершенства начинается с удаления от мира греха и борьбы со страстями. От удовольствия и чувственных наслаждений дух обращается к печали по Богу и постоянному памятованию смерти. Спасительная печаль умягчает сердце силой слёз, освобождая подвижника от себялюбия. Победивший страсти обретает по благодати Божией высшую способность «различения», или «рассуждения» (διάκρισις), которая помогает человеку замечать и распознавать в себе и в других злые и добрые побуждения, подавлять первые, развивать вторые. В высшем состоянии богоподобного бесстрастия и внутреннего покоя (ησυχία) подвижник уже на земле начинает вкушать небесное блаженство. Источником опыта христианского восхождения, описанного «Лествицей», послужил как собственный аскетический опыт Иоанна Лествичника, так и опыт упомянутых им предшественников: Евагрия Понтийского, Георгия Арсилаита и др. Вероятно, не без влияния пастырско-дидактического сочинения папы Римского Григория I Великого «Пастырское правило» («Regula pastoralis», начало 590-х годов), а также по просьбе Иоанна Раифского Иоанном Лествичником было подготовлено сочинение «К пастырю» («Πρός τον ποιμένα»), посвящённое раскрытию идеала пастыря и главы духовной общины.

Сочинения Иоанна Лествичника приобрели широкую известность в восточнохристианском и западнохристианском мире. В 10-11 веках «Лествица» была переведена на славянский язык в Болгарии. В 14 веке новый перевод осуществлён в Сербии под руководством митрополита Савватия Сербского. Указанные переводы получили распространение и на Руси. В конце 15 века «Лествица» стала известна на Западе в латинском переводе.

Дни памяти в Русской православной церкви в 4-ю неделю Великого поста и 30 марта (12 апреля).

Соч.: Migne PG. Т. 88. Col. 583-1248.

Лит.: Bogdanovic D. Jovan Lestviônik u vizantijskoj i staroj srpskoj knjizevnosti. Belgrade, 1968; Couilleau G. Jean Climaque // Dictionnaire de spiritualité ascétique et mystique. Р., 1974. Vol. 8.