Иоасаф
ИОАСАФ (Скрипицын) (? - 26.6 или 27.7. 1555, по другим данным, 1556, Троице-Сергиев монастырь), митрополит Московский и всея Руси (1539-42), писатель, библиофил. Монах, затем старец, игумен (с 1529) Троице-Сергиева монастыря. Пользовался расположением великого князя московского Василия III Ивановича. Якобы со слов Иоасафа записана «Повесть о чудесном зачатии, рождении и крещении Василия III» (содержится в Шумиловском томе Лицевого свода). 4.9.1530 Иоасаф вместе с волоцким монахом Кассианом Босым, монахом Даниилом Переяславским и троицким старцем Иовом Курцевым крестил в Троице-Сергиевом монастыре будущего царя Ивана IV Васильевича Грозного. В 1532 году участвовал в крещении 2-го сына Василия III - Юрия Васильевича в московском Троицком Богоявленском монастыре. В декабре 1533 года совершил обряд пострижения в схиму умиравшего Василия III и оставался при нём до его кончины. Во время регентства великой княгини московской Е. В. Глинской (1534-38) сохранил своё влияние при дворе. В годы боярского правления 1530-40-х годов примкнул к партии князей Вельских и после низведения митрополита Даниила избран на церковном соборе 5-6.2.1539 митрополитом Московским и всея Руси. Церковно-политическая деятельность Иоасафа была направлена против иосифлян в пользу нестяжателей. Оказывал покровительство Максиму Греку и Исааку Собаке, осуждённым на соборе 1531 года. Своей властью, нарушая каноническое правило о снятии соборного отлучения, освободил Исаака Собаку и поставил его на священство в Симонов монастырь в Москве. Летом 1540 года способствовал помилованию великим князем московским Иваном IV опального князя И. Ф. Вельского. Ходатайствовал вместе со священником Сильвестром об освобождении старицкого князя Владимира Андреевича, добился его перевода на кремлёвский двор князей Старицких. В начале января 1542 года сторонники вернувшихся к власти князей Шуйских, враждовавших с Вельскими, ворвались на митрополичий двор и «едва не убиша» митрополита. Иоасаф был сведён с митрополичьего престола и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь, откуда не ранее 1547 года переведён в Троице-Сергиев монастырь. Пользовался благосклонностью Ивана IV, привлекался им к редактированию материалов Стоглавого собора (содержание посланий Иоасафа сохранилось в материалах собора).
Реклама
Е. Е. Голубинский, С. П. Розанов, А. А. Зимин, Р. П. Дмитриева считали Иоасафа автором «Жития новгородского архиепископа Серапиона»; А.В. Горский приписывал ему создание пространной редакции «Жития Никона Радонежского», написанного Пахомием Логофетом; Голубинский предполагал участие Иоасафа в работе над церковным уставом. Иоасафу принадлежала значительная библиотека рукописных книг, созданных в митрополичьей мастерской во время правления Иоасафа, в том числе список «Круга великого миротворного» (1540), уникальная рукопись - собрание сочинений Максима Грека, составленное и собственноручно правленное автором (конец 1540-х - начало 1550-х годов), «Иоасафовская летопись» (в написании которой, по мнению Б. М. Клосса, сам Иоасаф участия не принимал). Все рукописи, входившие в состав библиотеки Иоасафа, отличались высоким уровнем художественного оформления и каллиграфического искусства.
Источн.: Стоглав. 3-е изд. Казань, 1911; Полное собрание русских летописей. М., 1965. Т. 12, 13; Судные списки Максима Грека и Исака Собаки. М., 1971.
Лит.:Голубинский Е. Е. История русской церкви. М., 1900. Т. 2. Ч. 1. М., 1997; Шахматов А. А. Иоасафовская летопись // Журнал Министерства народного просвещения. 1904.№ 5; Горский А. В. Историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Сергиев Посад, 1910. М., 1996; Розанов С. П. «Никоновский» летописный свод и Иоасаф как один из его составителей // Известия Отдела русского языка и словесности Академии Наук СССР. 1930. Т. 3. Кн. 1; Иоасафовская летопись. М., 1957; Клосс Б. М. Библиотека московских митрополитов в XVI в. // Проблемы палеографии и кодикологии в СССР. М., 1974; Зимин А. А. Крупная феодальная вотчина и социально-политическая борьба в России (конец XV - XVI вв.). М., 1977; Синицына Н. В. Максим Грек в России. М., 1977; Дмитриева Р. П. Житие новгородского архиепископа Серапиона как публицистическое произведение XVI в. // Труды Отдела древнерусской литературы. Л., 1988. Т. 41; Карташев А. В. Очерки по истории русской церкви. М., 1993. Т. 1.
Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников.