Иоселиани Отар Давидович

Иоселиани Отар ДавидовичИОСЕЛИАНИ Отар Давидович (родился 2.2.1934, Тифлис, ныне Тбилиси), грузинский кинорежиссёр, народный артист Грузинской ССР (1984). В 1953-55 годах учился на механико-математическом факультете МГУ. Работал ассистентом режиссёра, монтажёром на киностудии «Грузия-фильм», режиссёром на Тбилисской студии хроникально-документальных фильмов. С 1961 режиссёр и сценарист киностудии «Грузия-фильм». В 1965 окончил режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская А. П. Довженко, М. Э. Чиаурели). С 1979 года работает во Франции. Сняв свои первые игровые фильмы («Листопад», 1968, премия Международного  кинофестиваля в Канне; «Жил певчий дрозд», 1971; «Пастораль», 1976, премия Международного  кинофестиваля в Западном Берлине, 1982) в документальной стилистике, в дальнейшем режиссёр облекает свои замыслы в условную, метафорическую конструкцию, артистично и последовательно обнажающую трагизм современности. В фильмах Иоселиани нет сквозного сюжета, композиция строится по принципу музыкальных лейтмотивов, в бесконечных взаимодействиях и преображениях которых рождается образ уходящего мира культуры, аристократизма, духовности, человечности. Авторская интонация постепенно - от фильмов «Фавориты луны» (1984, премия Международного  кинофестиваля в Венеции), «Охота на бабочек» (1992, премия Международного кинофестиваля в Венеции, Москве, Берлине) к фильму «Сады осенью» (2006) - становится всё жёстче, язвительнее, а противостоящие духовному и душевному оскудению герои (чудаки, старики, подростки) - беспомощнее, теряя ауру избранников. Своё толкование философских проблем пространства и времени, законов бытия, соотношения случайного и закономерного Иоселиани воплощает в формах бесконечной игры с фрагментами рассыпающейся, утрачивающей гармонию реальности. Среди других фильмов: «Апрель» (1962, вышел на экраны в 1972), «Семь пьес для чёрно-белого кино» (1982), «И стал свет» (1989, премия Международного  кинофестиваля в Венеции), «Разбойники. Глава VII» (1996, премия Международного  кинофестиваля в Венеции), «Прощай, дом родной» (1999, в отечественном прокате - «In vino veritas»), «Утро понедельника» (2002, премия Международного  кинофестиваля в Берлине). Поставил документальные фильмы: «Чугун» (1964), «Старые грузинские песни» (1969), «Страна басков. Лето 1982» (1982), «Маленький монастырь в Тоскане» (1988). Работает на ТВ (документальный фильм «Грузия одна», 1994). Автор и соавтор сценариев многих своих фильмов.

Реклама

Лит.: Церетели К. Трилогия О. Иоселиани // Кинопанорама. М., 1981. Вып. 3; Липков А. О. Иоселиани. Профессия или призвание // Профессия или призвание. М., 1991; Аннинский Л. А. Поздние слезы. М., 2006.

И. М. Шилова.