Иосиф Флавий

ИОСИФ ФЛАВИЙ (Josephus Flavius; еврейское имя - Йосеф бен Маттитьяху) (около 37, Иерусалим - около 101, Рим), еврейский историк, писатель. Происходил из знатного священнического рода, состоял (согласно его собственным утверждениям) в родстве с Хасмонеями. Получил блестящее образование, еврейское и греческое. В молодости примкнул к фарисеям. В возрасте 26 лет отправился в Рим, чтобы добиться освобождения нескольких иудейских священников. Возвратившись в Иудею накануне антиримского восстания, Иосиф Флавий принял сторону партии мира, но когда восстание (смотри Иудейская война) началось (66), присоединился к повстанцам. Руководил обороной крепости Иотапата (Иодфат), которая пала после 47-дневной осады, а сам Иосиф Флавий сдался полководцу Веспасиану. Предсказав Веспасиану императорскую власть, снискал его расположение и в дальнейшем был отпущен им на свободу (69). Сопровождал осаждавшие Иерусалим римские войска и безуспешно пытался играть роль посредника между воюющими сторонами. После падения Иерусалима (70) поселился в Риме, получил римское гражданство и денежное содержание, а также право именоваться родовым именем Флавиев; пользовался покровительством преемников Веспасиана.

Реклама

Все сочинения Иосифа Флавия созданы в Риме и обращены к образованной части римского и греческого общества; они носят просветительский и апологетический характер. Сохранилось несколько его произведений на греческом языке «Иудейская война» («Περί τοΰ ‘Ιουδαϊ­κού πολέμου», 75-79), состоящая из 7 книг и написанная в двух версиях - арамейской (не сохранилась) и греческой, охватывает историю евреев от взятия Иерусалима Антиохом IV (168 до нашей эры) до конца антиримского восстания 66-74, которому посвящена большая часть труда. В противоположность Тациту, считавшему, что восстание носило всеобщий характер, Иосиф Флавий представил войну делом лишь радикальных антиримских кругов, сумевших вовлечь в неё народ, не желавший воевать против римлян. Самое значительное сочинение Иосифа Флавия - «Иудейские древности» («‘Ιουδαϊκή αρχαιολογία», завершено в 93-94), в 20 книгах. В нём излагается история евреев с древнейших времён до антиримского восстания. Этот труд был призван содействовать искоренению предубеждений против еврейского народа. В автобиографии «Жизнь Иосифа» («Ίωσήπου Βίος») Иосиф Флавий стремился оправдать свои действия во время Иудейской войны. Сочинение «Против Апиона» («Πρός Απίωνα») защищает евреев и иудаизм от нападок антиеврейски настроенных авторов.

Несмотря на тенденциозность, произведения Иосифа Флавия являются ценнейшим историческим источником. В древности и Средневековье они были переведены на ряд языков, стали составной частью христианской литературной традиции, приблизившись по своему статусу к сочинениям отцов Церкви. В Древней Руси был сделан перевод «Иудейской войны» (11-12 века), отличавшийся высокими литературными достоинствами и оказавший влияние на становление древнерусской литературы.

Соч.: Opera / Ed. В. Niese. В., 1885-1895. Vol. 1-7; О древности иудейского народа: Против Апиона. СПб., 1895; Иудейская война. М.; Иерусалим, 1993; Иудейские древности: В 2 т. Ростов н/Д., 2000; «История Иудейской войны» Иосифа Флавия. Древнерусский перевод. М., 2004. Т. 1-2.

Лит.: Мещерский Н. А. «История Иудейской войны» Иосифа Флавия в древнерусском переводе. М.; Л., 1958; Josephus-Studien: Untersuchungen zu Josephus, dem antiken Judentum und dem Neuen Testament. Gött., 1974; Feldman L. Fl. Josephus and modern scholarship (1937-1980). В.; N. Y., 1984. Bilde Р. Flavius Josephus between Jerusalem and Rome. His life, works and their importance. Sheffield, 1988; Studies in Josephus and the varieties of ancient Judaism. Leiden, 2006.

Л. М. Дрейер.