Гражданство

ГРАЖДАНСТВО, устойчивая правовая связь лица с государством, порождающая взаимные права и обязанности; статус, связанный с принадлежностью к определённому государству, предполагающий юридическое признание государственной принадлежности лица внутри страны и за рубежом и наделение его в полном объёме правами и обязанностями, предусмотренными в законодательстве страны. Данное понятие употребляется и в более широком значении - как правовое положение, связанное с принадлежностью лица к сообществу или союзу государств, объединённых общей историей, культурой и традициями (гражданство Европейского союза).

Исторически гражданство - порождение буржуазных революций 18-19 века. В противовес концепции подданства как личной зависимости от монарха, сложившейся в эпоху абсолютизма, в ходе революций были выдвинуты концепции гражданина как лица, способного активно участвовать в политической жизни страны, пользующегося гражданскими и политическими правами, и народа как политической общности равноправных граждан. На смену традиционным формам определения групповой принадлежности (семья, корпорация, регион) пришло государство как основной источник идентификации любого лица.

Реклама

Приобретение гражданства. В  соответствии с международными стандартами каждый человек имеет право на гражданство (Всеобщая декларация прав человека, ст. 15, часть 1). Во всех странах законодательство закрепляет предоставление гражданства по рождению, в основе которого лежат два принципа:

1) по праву крови (jus sanguinis) ребёнок приобретает гражданство родителей независимо от места его рождения;

2) в силу права почвы (jus soli) ребёнок приобретает гражданство государства, на территории которого он родился.

Предпочтение общности в силу происхождения отдают государства, стремящиеся сохранить этнокультурное единство народа (Германия, Швейцария). В государствах иммиграции (США, Канада) гражданство рассматривается как своеобразная территориальная общность. В большинстве государств закрепляются смешанные подходы в отношении предоставления гражданства по рождению. В России ребёнок приобретает гражданство Российской Федерации независимо от места рождения, если оба его родителя (или единственный родитель) являются гражданами Российской Федерации (принцип права крови); гражданином Российской Федерации становится и тот ребёнок, который находится на территории нашей страны, если его родители неизвестны и не объявились в течение 6 месяцев после его обнаружения (принцип права почвы).

Закрепление возможности натурализации, т. е. приёма в гражданство определённого государства, связано с признанием права на изменение гражданства (Всеобщая декларация прав человека, ст. 15, часть 2). В законодательстве государств устанавливаются критерии, которым должны соответствовать претенденты на приём в гражданство. Эти критерии показывают, какие идеи лежат в основе консолидации государства, какова его миграционная политика. Возможность натурализации невелика, если человек не связан с государством происхождением, проживанием или рождением на его территории, усыновлением, родственными связями или брачными узами с гражданами страны. В одних странах (США, Канада, Франция) натурализация поощряется государством, получить гражданство могут все обратившиеся, если отвечают установленным требованиям. В других (Германия, Япония, Швейцария) возможность натурализации рассматривается как привилегия, предоставляемая в результате реализации государством дискреционных полномочий. Приём в гражданство обычно осуществляют высшие органы государственной власти - президент (Италия), правительство (Франция), монарх и парламент (Бельгия), суд (США). Характер приобретения гражданства может влиять на возможность занятия определённых государственных должностей. В США президентом может стать только гражданин по рождению. В Российской Федерации способ приобретения гражданства не оказывает воздействия на статус лица. С заявлениями о приёме в гражданство могут обращаться дееспособные иностранцы или лица без гражданства, достигшие 18 лет. Эти лица должны: проживать на территории Российской Федерации непрерывно в течение 5 лет после получения вида на жительство или подачи заявления о приёме в гражданство; владеть русским языком; иметь законный источник существования; обратиться в компетентный орган иностранного государства с заявлением об отказе от гражданства; дать обязательство соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации. Заявление о приёме в гражданство Российской Федерации подаётся в дипломатическое или консульское учреждение, если человек находится за границей, или в органы внутренних дел, если он проживает на территории страны. Решение о приёме в гражданство принимает Президент Российской Федерации.

Во многих странах предусматривается упрощённый порядок предоставления гражданства, допускающий отступление от общих требований. Как правило, он распространяется на этнически близких иностранцев (Германия, Испания), репатриантов (Израиль), лиц, заключивших брак с гражданами страны (Япония, Швейцария). В Российской Федерации упрощённый порядок приобретения гражданства распространяется на тех, кто имеет супругов, родителей и детей, являющихся гражданами Российской Федерации; бывших граждан СССР; граждан государств, входивших в состав СССР, проходящих воинскую службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации; получивших на территории Российской Федерации политическое убежище или статус беженца; лиц, имеющих высокие достижения в области науки, техники и культуры либо профессию или квалификацию, представляющую интерес для Российской Федерации.

Утрата гражданства возможна как по инициативе заинтересованного лица (выход из гражданства), так и по решению государственных органов. Во многих странах утрата гражданства происходит автоматически в связи с добровольным приобретением иностранного гражданства, поступлением на гражданскую или воинскую службу другого государства. Гражданин Российской Федерации не может быть лишён гражданства или права изменить его. Выход из гражданства осуществляется добровольно на основании заявления заинтересованного лица. Основаниями для отказа в выходе из гражданства являются: невыполнение обязательств перед страной, предусмотренных федеральным законом; привлечение в качестве обвиняемого по уголовному делу или вступление в силу приговора суда, подлежащего исполнению; отсутствие иного гражданства и гарантий его приобретения. Утрата гражданства без волеизъявления заинтересованного лица допускается в случае отмены решения о приёме в гражданство в связи с предоставлением подложных документов или заведомо ложных сведений.

Двойное (множественное) гражданство - особый статус, связанный с пребыванием лица одновременно в гражданстве нескольких государств, возникающий в связи с противоречиями в законодательстве разных стран. Наиболее типичные ситуации, способствующие возникновению двойного гражданства:

1) приём в новое гражданство без утраты предшествующего;

2) автоматическое предоставление гражданства супруге-иностранке в связи с заключением брака (ряд стран Азии, Африки, Латинской Америки). В современных условиях принцип добровольного выбора гражданства заинтересованным лицом вытесняет принцип единства гражданства семьи, автоматическое предоставление гражданства мужа рассматривается как дискриминация по признаку пола;

3) предоставление гражданства ребёнку, родившемуся в смешанном браке. Исторически гражданство ребёнка определялось по отцу, однако сегодня законы большинства государств допускают предоставление гражданства как по отцовской, так и по материнской линии;

4) рождение ребёнка у родителей-иностранцев на территории государства, предоставляющего гражданство в соответствии с принципом почвы (США, страны Латинской Америки). Исключения обычно касаются детей иностранцев, находящихся в стране в качестве государственных служащих своих государств или сотрудников международных организаций. Двойное гражданство порождает проблемы в связи с прохождением воинской службы, уплатой налогов, обращением за дипломатической защитой, рассмотрением дел в судах третьих стран, когда требуется применение национального закона. В международных судах применяется принцип эффективного гражданства: лицо рассматривается как гражданин той страны, с которой он имеет более тесные связи (постоянное проживание или место жительства, нахождение на государственной службе, прохождение воинской службы и так далее).

В разных странах существуют различные подходы в отношении двойного гражданства. Одни страны допускают возможность наличия наряду с собственным иного гражданства (Италия), другие (Япония) требуют выбрать одно из них в течение установленного срока. Приобретение иного гражданства не влечёт прекращения гражданства Российской Федерации, но государственные органы России рассматривают данное лицо только как гражданина Российской Федерации.

Гражданство  ЕС предусматривается в Маастрихтском договоре (ст. 8) и распространяется на всех лиц, имеющих гражданство государств-членов. Этот статус предполагает свободу передвижения и постоянного проживания в рамках Союза, право участвовать в муниципальных выборах и выборах в Европарламент в случае проживания в другом государстве - члене ЕС, право на консульскую и дипломатическую защиту в посольских и консульских учреждениях других государств-членов в третьих странах, где нет соответствующих учреждений государства происхождения.

Безгражданство. Статус лица без гражданства возникает в случае утраты гражданства страны происхождения без приобретения иного гражданства. В стране пребывания лицам без гражданства предоставляется статус, соответствующий статусу иностранцев. Российское законодательство сориентировано на сокращение случаев безгражданства. Гражданство  Российской Федерации приобретает ребёнок, родившийся на территории страны у лиц без гражданства либо в смешанном браке, заключённом между гражданином Российской Федерации и лицом без гражданства, независимо от места рождения. Поощряется приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на её территории.

Лит.: Авакьян С. А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. СПб., 2003; Кутафин О. Е. Российское гражданство. М., 2004.

Т. А. Васильева.