Ипостась

ИПОСТАСЬ (от греческого ύπόστασις - подставка, основание, сущность), термин позднеантичной философии и один из важнейших терминов христианского богословия, обозначающий одно из трёх Лиц Пресвятой Троицы. Впервые введён Посидонием в значении единичного реального бытия; в перипатетической традиции - синоним «первой сущности» «Категорий» Аристотеля. Употребление слова «ипостась» в церковной догматике связано в первую очередь с деятельностью каппадокийских отцов (Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский). В  восточном богословии, начиная с 3 века (Ориген), понятие ипостаси использовалось в разных смыслах в контексте учения о Троице, означая то различие трёх Лиц, то их сущностное единство. Причиной этой неопределённости было отсутствие чёткой терминологической дифференциации «ипостаси» (латинский - substantia) и «сущности» (греческий - ούσία, латинский - substantia, essentia), проистекающей из близости этих слов в обыденном и философском языках. У святителя Афанасия Великого и на Александрийском соборе 362 эти слова употреблялись в одинаковом смысле. В тринитарных спорах каппадокийские отцы впервые попытались преодолеть крайности арианства и савеллианства с помощью строгого терминологического различения «ипостаси» и «сущности». В формуле «одна сущность - три ипостаси» под ипостасью понимается одно из Лиц Святой Троицы с Его отличительными особенностями, тогда как термин «сущность» указывает на единую Божественную природу трёх Лиц. Ипостасным признаком Отца называется «нерождённость», Сына - «рождение», Святого Духа - «исхождение». Понятие ипостаси (как синоним Лица) вошло в вероопределение Халкидонского собора 451 о двух природах и одной ипостаси во Христе. Важное место понятие ипостаси занимает в христологии Леонтия Византийского, Леонтия Иерусалимского и Максима Исповедника.

А. В. Михайловский.