Ипотешти - Кындешти - Чурел

ИПОТЕШТИ - КЫНДЕШТИ - ЧУРЕЛ (Ипотешть - Кэндешть - Чурел, Iроtesti - Сândesti - Ciurel), группы археологических памятников (иногда объединяемых в культуру) 6 - начала 7 века в Юго-Восточном Прикарпатье и на левобережье Нижнего Дуная. Выделялись в разных модификациях на основе раскопок конца 1950-х - начала 1960-х годов в Румынии: селищ Чурел (на западе Бухареста), Ипотешти (жудец Олт), Кындешти (жудец Бузэу) и др. В основе современного представления - обобщение В. Теодореску (1964; датировал Ипотеши-Кындешти-Чурел 2-й половиной 5-7 века). Кроме территории Валахии, в культуру Ипотеши-Кындешти-Чурел иногда включают синхронные памятники Восточного Прикарпатья до реки Прут, и даже района современного г. Кишинёв, которые чаще выделяют в особую группу Костиша - Ботошана - Ханска. Небольшие селища, характерны полуземлянки с печью, как правило в северо-восточном углу (каменка для северо-восточной, глинобитная для юго-западной, равнинных, районов, в основном Олтении), есть хозяйственные постройки, зерновые и другие ямы. Керамика лепная, в том числе близкая пражской культуре и сопоставляемая с «автохтонными» традициями, круговая - нескольких групп.

Реклама

Ипотешти - Кындешти - Чурел

Ипотешти - Кындешти - Чурел. Круговой (1) и лепной (2) керамические сосуды, каменная литейная формочка О), бронзовая пальчатая фибула (4) (по С. Долинеску-Ферке и Д. Г. Теодору).

Многочисленны византийские вещи (от амфор и монет до украшений); литейные формочки и др. свидетельствуют о местном производстве ряда украшений; вопрос о соотношении пальчатых и других фибул с традициями Ипотеши-Кындешти-Чурел неясен. Принадлежность редких и различных по обряду могильников (Сэрата-Монтеору и др.) к Ипотеши-Кындешти-Чурел спорна. Большая часть румынских исследователей видят в Ипотеши-Кындешти-Чурел автохтонную культуру предков румын; древний народ славяне, локализуемый в том числе в ареале Ипотеши-Кындешти-Чурел по письменным источникам, оценивается этими учёными как кочующие мигранты, лишь контактировавшие с местным населением. По другой точке зрения, Ипотеши-Кындешти-Чурел отражает культуру преимущественно славян периода их нападений на Византию в 6 веке. В их посёлках жили также группы местного населения (или соседей) и упоминаемые в письменных источниках многие тысячи пленных с Балкан, предназначенных для выкупа или интегрирующихся в славянские общины. Финал Ипотеши-Кындешти-Чурел соотносят с падением византийской границы по Дунаю после бунта будущего императора Фоки в 602 году и последовавшим массовым расселением славян на Балканах, появлением в зоне Ипотеши-Кындешти-Чурел нового населения. В большей части румынских исследований, напротив, утверждается преемственность Ипотеши-Кындешти-Чурел с памятниками этого региона конца 1-го тысячелетия (круга «протодриду» и др.).

Лит.: Kurnatowska Z. Slowianszczyzna Poludniowa. Wroclaw, 1977; Dolinescu-Ferche S. La culture I potenti - Ciurel - Сândeçti (V-VII siècles). La situations en Valachie // Dacia. 1984. Vol. 28; Stanciu I. Slavii timpurii in cercetarea arheologicä romänescä // Ephemeris Napocensis. 2001. Vol. 11; Teodor D.Gh. Spatiul carpato-dunäreano-pontic in mileniul marilor migratii. Buzâu, 2003; Magureanu А., Szmoniewski В. Domestic dwellings in Moldavia and Walachia in the initial phases of the early middle ages // Acta archaeological carpatica. 2003. Т. 38; Teodor Е. S. An update «Ipoteçti - Сândeçti culture» // Zbornik na po Cest’ Dariny Bialekovej. Nitra, 2004.

И. О. Гавритухин.