Ирбенская операция 1915 года

ИРБЕНСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1915 года, операция германского флота на Балтийском море 26 июля (8 августа) - 8(21) августа в ходе 1-й мировой войны с целью уничтожить российские морские силы Рижского залива, заминировать южный выход из пролива Моонзунд и в дальнейшем содействовать приморскому флангу германских войск, наступавших в Курляндии. Силы германского флота, принимавшие непосредственное участие в операции, были разделены на 2 отряда: силы прорыва (7 линкоров, 6 крейсеров, 24 эсминца и миноносца, 1 минный заградитель, 14 тральщиков, 12 катеров-тральщиков, 2 прорывателя минных заграждений) под командованием вице-адмирала Э. Шмидта и силы оперативного прикрытия, возглавляемые вице-адмиралом Ф. Хиппером (8 линкоров, 3 линейных крейсера, 4 крейсера, 32 эсминца и миноносца, 13 тральщиков). В передовой базе германского флота - Либаве (ныне Лиепая, Латвия) был оставлен резервный отряд (7 линкоров, 2 авиатранспорта, 4 сторожевых корабля). Общее руководство операцией осуществлял командующий силами прорыва Шмидт. Российские морские силы Рижского залива имели в своём составе 1 линкор, дивизию эсминцев, 4 канонерские лодки, 6 ПЛ, 1 минный заградитель и поддерживали действия российских войск на приморском направлении и в обороне Ирбенского пролива. По численному составу силы германского флота, участвовавшие в ожидаемом прорыве, в 2 раза превосходили весь российский Балтийский флот и в несколько раз морские силы Рижского залива. Учитывая это, командование российского ВМФ предприняло меры по усилению обороны. К началу Ирбенской операции Ирбенский пролив был полностью перекрыт минными заграждениями, также мины были выставлены у южного входа в проливе Моонзунд и в нескольких местах Рижского залива. На острове Эзель сооружён аэродром, на котором базировался отряд самолётов, на острове Моон и на материке установлены береговые батареи.

Реклама

Ирбенская операция 191526 июля (8 августа) германский флот начал траление у входа в пролив, но в результате огневого противодействия российских кораблей и после подрыва на минах 2 тральщиков, крейсера и эсминца германское командование вынуждено было их остановить. Увеличив силы прорыва, утром 3(16) августа под прикрытием крейсеров и линейных кораблей германские тральщики приступили к тралению южного фарватера Ирбенского пролива. Неоднократные попытки российских кораблей воспрепятствовать этому успеха не имели, так как германские крейсера, имея превосходство в дальнобойности артиллерии, не позволяли им подойти на дистанцию действующего огня.

5(18) августа противник закончил траление фарватера, и корабли российских морских сил Рижского залива в ночь на 6(19) августа отступили в пролив Моонзунд под прикрытие минных заграждений и береговых батарей. Утром этого дня германские силы прорыва вошли в залив. Однако атака и повреждение английской ПЛ новейшего германского линейного крейсера «Мольтке», потери, понесённые силами прорыва, а также опасность подвергнуться новым атакам российских и английских ПЛ заставили германское командование отказаться от намеченной постановки минного заграждения у пролива Моонзунд, обстрела города Усть-Двинск (ныне в черте города Рига, Латвия) и прекратить операцию. 8(21) августа силы прорыва ушли в свои базы.

Таким образом, в Ирбенской операции германский флот своих целей не достиг, понеся при этом ощутимые потери: подорвались на минах и затонули 2 эсминца и 3 тральщика, получили повреждения линейный и лёгкий крейсера, эсминец и тральщик. Российский ВМФ потерял 2 канонерские лодки. Провал Ирбенской операции показал германскому командованию, что без овладения Ригой и Усть-Двинском контроль над Рижским заливом невозможен. В то же время боевые действия выявили слабость российских морских сил, оборонявших Ирбенский пролив, необходимость усиления береговой обороны артиллерией крупного калибра, чёткой организации взаимодействия надводных кораблей, ПЛ и авиации.

Лит.: Морской атлас. М., 1959. Т. 3. Ч. 1; Флот в первой мировой войне. М., 1964. Т. 1; История первой мировой войны. 1914-1918. М., 1975. Т. 2; Три века Российского флота. СПб., 1996. Т. 2.

С. Л. Ташлыков.