Исихазм

ИСИХАЗМ (греческий - ησυχασμός, от глагола ησυχάζω - находиться в состоянии покоя, оставаться спокойным, молчать), образ христианского подвижничества, имеющего целью победу над своими страстями и достижение - путём «умного делания» - покоя в душе, позволяющего беспрепятственно с любовью устремляться к Богу.

Соответствующая этой подвижнической практике молитвенно-созерцательная форма жизни распространилась, по крайней мере, с конца 3 - начала 4 века, в Палестине, Малой Азии, Египте среди монахов, предпочитавших уединение общежительности. В дальнейшем такой образ монашеского подвижничества - в отшельническом ли одиночестве, в лавре, в разбросанных индивидуальных пещерках или домиках, либо в окружающих храм скитских кельях, - развивался параллельно с киновиальным, общежительным подвижничеством, следующим уставу преподобного Пахомия Великого, и взаимодействовал с ним. «Умное делание» исихастов требует знакомства с техникой «введения ума в сердце», сосредоточения внутри себя внимания для различения и искоренения страстей. Практике этого «делания» обучали опытные наставники и специальная литература, среди авторов которой - Евагрий Понтийский, Ефрем Сирин, Нил Синайский (4-5 века), Иоанн Лествичник, Дорофей Газский, Исаак Сирин, Анастасий Синаит, Филофей Синаит (9 век), Симеон Новый Богослов, Григорий Синаит. Основное место в исихастской практике занимает Иисусова молитва. Популярность исихазма в 13-15 веках в византийском обществе росла вместе с ростом влияния монашества. Попытавшийся добиться осуждения исихазма как ереси уроженец итальянской Калабрии грек Варлаам добился прямо противоположного - его популяризации: в защиту священнобезмолвствующих выступил Григорий Палама, одержавший верх над Варлаамом на Константинопольском соборе (1341). В том же году в Византии началась гражданская война, власть захватили западники - антипаламиты и Палама оказался в тюрьме. После победы в 1347 году императора Иоанна VI Кантакузина исихасты заняли ключевые посты в византийской Церкви, последовал ряд новых «исихастских» соборов (1347, 1351), и учение Григория Паламы было закреплено как общеправославное.

Реклама

Исихастские споры резко усилили интерес к соответствующей литературе у славян, благодаря чему болгарами и сербами впервые или заново было переведено с греческого языка большое число книг (Дионисия Ареопагита, Иоанна Лествичника, Симеона Нового Богослова, Григория Синаита и др.), пополнивших в 14 - 1-й половине 15 века библиотеки, главным образом общежительных монастырей, количество которых быстро росло (благодаря инициативе патриарха-исихаста Филофея Коккина, 1353-1354/55, 1364-76). Изучение состава этих библиотек показывает, что интерес к исихастской литературе был свойствен таким их основателям, как преподобный Сергий Радонежский и Кирилл Белозерский, падал после их смерти, а в целом смещался из центральной Руси на север: самый высокий и последний его подъём был в Соловецком монастыре в 16- 17 веках. Первым русским писателем-исихастом, изложившим в своих сочинениях теорию страстей, был постриженник Кириллова монастыря преподобный Нил Сорский (умер в 1508). «Надсловие» и «Пристежение» к его сочинениям, а также трактат «О внутреннем делании» написал его спутник и ученик Иннокентий Комельский. В начале 17 века уставом Нила Сорского воспользовался в своём ските Елеазар Анзерский. В 18 веке ушедшие ради скитской жизни из России в Молдавию Василий Поляномерульский и Паисий Величковский тоже пользовались сочинениями Нила Сорского. Заново переводя с греческого языка, Паисий Величковский создал славянскую версию сводки исихастских аскетических сочинений «Филокалии», получившей название «Добротолюбие» и оказавшей сильное влияние на духовную жизнь России, в частности в Оптиной пустыни. Во 2-й половине 20 века в сфере светской гуманитарной науки возник интерес к исихазму как к историко-культурному явлению, что существенно расширило представление о влиянии этой монашеской традиции на культуру.

Лит.: Синергия. Проблемы аскетики и мистики Православия / Под редакцией С. С. Хоружего. М., 1995; Прохоров Г. М. Исихазм и общественная мысль в Восточной Европе в XIV в. // Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. Статьи. СПб., 2000; он же. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы: Повесть о Митяе. СПб., 2000; Мейендорф И., протоиерей. О византийском исихазме и его роли в культурном и историческом развитии Восточной Европы в XIV в. // Мейендорф И., протоиерей. История Церкви и восточнохристианская мистика. М., 2000; Иларион (Алфеев Г. В.), епископ. Священная тайна церкви. Введение в историю и проблематику имяславских споров. СПб., 2002. Т. 1-2; Исихазм. Аннотированная библиография / Под редакцией С. С. Хоружего. М., 2004.

Г. М. Прохоров.