Искусство для искусства
ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА (французский l’art pour l’art), формула, выражающая идею самоцельности и автономности искусства, его свободы от политической, общественной, дидактической функций. Впервые появилась в дневнике Б. Констана (1804; в связи с упоминанием эстетической концепции И. Канта): «Искусство для искусства, без цели, ибо всякая цель искажает искусство». В 1818 году использована В. Кузеном в курсе лекций, прочитанных в Сорбонне (Париж), для обоснования тезиса о том, что «прекрасное не ведёт ни к полезному, ни к благому, ни к святому, но лишь к самому себе». В дальнейшем формула «искусство для искусства» служила эстетическим лозунгом для многих писателей и критиков, отрицавших социально или политически ангажированное искусство; среди них - поэты группы «Парнас» и Ш. Бодлер во Франции, представители так называемой эстетической критики (П. В. Анненков, В. П. Боткин, А. В. Дружинин) в России, А. Ч. Суинберн и О. Уайльд в Великобритании.
Лит.: Françon М. Poesie pure et art pour art // The French Review. 1946. Vol. 20. № 1; Зенкин С. Н. Т. Готье и «искусство для искусства» // Зенкин С. Н. Работы по французской литературе. Екатеринбург, 1999.