Историческая поэтика

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЭТИКА, методологический подход к словесному искусству, предполагающий изучение его категорий (жанр, сюжет и т.п.) в их историческом развитии. Термин введён Александром Н. Веселовским; впервые был использован в лекции «Из введения в историческую поэтику», прочитанной в 1893 году (опубликован в 1894); первоначально Веселовский пользовался термином «историческая эстетика», заимствованным у Х. Штейнталя. Целенаправленная работа по созданию исторической поэтики началась в 1890-е годы, когда учёный познакомился с «Поэтикой» В. Шерера. Замысел Веселовского состоял в том, чтобы историзировать поэтику (восходящую к Аристотелю), поставив перед ней задачу, «отправившись от простейших форм слова, мифа», «проследить формальное развитие родов» («Определение поэзии»). Целью исторической поэтики было не предписание словесному искусству вечных законов (как в нормативной поэтике прошлого, которая, по Веселовскому, «никогда не была в состоянии овладеть разнообразно сменявшимися направлениями вкуса», но лишь «бессознательно отражала их»), а понимание общих закономерностей его развития. Опираясь на открытия в области сравнительной мифологии и грамматики, Веселовский определил, что «метод новой поэтики будет сравнительный». Согласно плану, обнаруженному в бумагах учёного (опубликован в 1959 В. М. Жирмунским), книга, излагающая основы исторической поэтики, должна была включать 4 части: «Определение поэзии» (1888-90, опубликована в 1959), «Исторические условия поэтической продукции», «Личность поэта», «Внешняя история поэтических родов и частные процессы литературной эволюции». Всё опубликованное при жизни Веселовского относилось ко 2-й части: 1-й её раздел - «Синкретизм древнейшей поэзии и начала дифференциации поэтических родов» (1899), 2-й раздел - «История поэтического стиля» (1895-99). Посмертно (в 1913) был опубликован 3-й раздел 2-й части - «Поэтика сюжетов». 4-й раздел 2-й части - «История идеалов» (как и 2 последние части книги) - не был написан.

Реклама

Историческая поэтика Веселовского стала основанием для русской Филологической школы в 20 веке; к ней восходят основные идеи в области изучения поэтики и морфологии сюжета (В. Я. Пропп), жанра (М. М. Бахтин, Ю. Н. Тынянов), теории поэтической речи (формальная школа). Историческая поэтика остаётся продуктивным методом современного литературоведения.

Изд.: Веселовский А. Н. Избранное: Историческая поэтика / Вступ. ст., коммент., сост. И. О. Шайтанова. М., 2006.

Лит.: Историческая поэтика: Итоги и перспективы изучения. М., 1986; Михайлов А. В. Проблемы исторической поэтики в истории немецкой культуры. Очерки из истории филологической науки. М., 1989; Историческая поэтика: Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994; Бройтман С. Н. Историческая поэтика. М., 2001.

И. О. Шайтанов.