Историческая психология

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, направление исследований на стыке психологии с историческими науками, изучающее психологию людей различных исторических эпох, а также изменения психики и личности человека в процессе истории. Историческая психология пользуется методами исторических наук, что позволило ряду авторов (В. Дильтей, Р. Коллингвуд, Э. Шпрангер и др.) считать историческую психологию гуманитарной альтернативой всей экспериментальной психологии.

Термин «историческая психология» появился в немецкой литературе в середине 19 века у В. Вундта, который включил лабораторное изучение элементарных психических процессов и интерпретацию продуктов культуры («психология народов») в состав двуединой науки о человеческом опыте. Исторической психологией он называл венчающее психологию народов рассмотрение ступеней всемирно-исторического процесса. Напротив, В. Дильтей постулировал существование двух отдельных психологических наук: объяснительной (естественнонаучной) и описательной (гуманитарной), опирающейся на методы герменевтики в истолковании воплощений душевных переживаний в произведениях духовной культуры. Дильтеевская концепция психологии как исторической науки была продолжена понимающей психологией Э. Шпрангера.

Реклама

После 1-й мировой войны развитие исторической психологии осуществлялось в русле исторических наук, психоанализа и культурно-исторической психологии. История ментальностей, возникшая в 1920-30-х годах во Франции, создала новую область исследований прошлого (история повседневности, быта, семейных и групповых отношений, обыденного мировосприятия, отношения к смерти и др.). Понимание истории как познания человека прошлого привело основоположников истории ментальностей (М. Блок, Л. Февр) к теоретическим заимствованиям у психологии, позднее - у этнологии, семиотики, социологии и др., что обусловило движение от исторической психологии к проекту исторической антропологии.

Л. С. Выготский и его ученики, руководствовавшиеся принципом историзма при рассмотрении индивидуальной психики человека, привлекали исторический материал (отчасти опираясь и на этнопсихологию) для формулирования гипотез о социокультурном формировании психики, которые проверялись в экспериментальных исследованиях развития детской психики.

Психоаналитические работы по истории (в частности, возникшая в 1960-х годах в США психоистория), рассматривающие происхождение и проявление глубинных бессознательных структур психики в истории, построены на аналогиях с психотерапевтической практикой и истолковании символов у З. Фрейда и К. Г. Юнга.

В конце 20 - начале 21 века термин «историческая психология» начинает выходить из употребления под влиянием постмодернизма (Ж. Деррида и др.), критикующего возможность объективного познания человека прошлого «как он есть», и постструктурализма М. Фуко, труды которого становятся фундаментом нового психолого-исторического синтеза, в котором сама историческая психология рассматривается как часть социополитического комплекса (Н. Роуз).

Лит.: Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1988; Февр Л. Бои за историю. М., 1991; Гуревич А. Я. Исторический синтез и школа «Анналов». М., 1993; Эриксон Э. Г. Молодой Лютер. Психоаналитическое историческое исследование. М., 1996; Шкуратов В. А. Историческая психология. 2-е изд. М., 1997; Rose N. Governing the soul: the shaping of the private self. L., 1999; Демоз Л. Психоистория. Ростов н/Д., 2000.

В. А. Шкуратов.