Историческая школа (направление в русской фольклористике)

ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА, направление в русской фольклористике. Её представители установили связь былин и исторических песен с национальной историей, выявили особенности сохранения в фольклоре исторической памяти народа. Предпосылки исторической школы содержатся уже в предисловии К. Ф. Калайдовича ко 2-му изданию «Древних российских стихотворений, собранных Киршею Даниловым» (1818): он сопоставил фольклорных героев с лицами, упоминаемыми в летописях. Основы школы были заложены в трудах Л. Н. Майкова («О былинах Владимирова цикла», 1863), Н. П. Дашкевича (работа «К вопросу о происхождении русских былин», 1883, в которой, в частности, устанавливается исторический прототип былинного Алёши Поповича), М. Г. Халанского (работа «Великорусские былины Киевского цикла», 1885, где доказывается, что в былинах киевского цикла запечатлён также княжеский и боярский быт Московской Руси 15-16 века). С тенденциями исторической школы перекликается исследование Александра Н. Веселовского «Южнорусские былины» (тома 1-2, 1881-84). Расцвет исторической школы приходится на 1890-1910-е годы. Основные принципы исторической школы, ставившей своей целью выяснение, где, когда, в связи с какими историческими событиями было создано то или иное произведение и на какие поэтические источники опирались его создатели, нашли наиболее последовательное выражение в обобщающем труде её крупнейшего представителя В. Ф. Миллера «Очерки русской народной словесности» (тома 1-3, 1897-1924). По мнению Миллера, былины создавались в княжеской дружине; в их исполнении участвовали «профессиональные певцы, составляющие корпорацию», «былинная техника» передавалась «из поколения в поколение, учителем ученику». Ученики и последователи Миллера (А. В. Марков, А. Д. Григорьев, С. К. Шамбинаго, М. Н. Сперанский, Б. М. Соколов, Н. С. Тихонравов и др.) собрали и систематизировали огромный материал. Они изучили памятники фольклора и древнерусской письменности, осуществили ряд экспедиций на Русский Север, уделили внимание индивидуальной манере сказителей и сказительским школам, издали ценные сборники русского эпоса. На основе летописей были установлены прототипы персонажей былин и исторических песен, реалии, соответствующие тем или иным названиям, а также исторические события, положенные в основу сюжетных ситуаций. Было осмыслено развитие русского эпоса во времени, создана его «историческая география». Историческая школа приобрела международную известность, однако в 20 веке она подвергалась резкой и часто необоснованной критике со стороны «марксистской фольклористики» (главным образом за «теорию аристократического происхождения былин»). Многие идеи исторической школы нашли дальнейшее развитие в русской фольклористике 2-й половины 20 века (исследование С. Н. Азбелевым цикла былин о разгроме вражеского нашествия в монографии «Историзм былин и специфика фольклора», 1982, и др.).

Реклама

Лит.: Азадовский М. К. История русской фольклористики. М., 1963. Т. 2; Гусев В. Е. «Историческая школа» в русской дореволюционной фольклористике (проблематика и методология) // Очерки истории русской этнографии, фольклористики и антропологии. М., 1965. Вып. 3; Иванова Т. Г. Русская фольклористика начала XX века в биографических очерках. СПб., 1993; Бахтина В. А. Фольклористическая школа братьев Соколовых. М., 2000.

Т. В. Зуева.