Историзм (принцип)

ИСТОРИЗМ, принцип, характеризующий рассмотрение природы, человеческого общества и культуры в аспекте их становления и развития.

Для древнегреческого мышления были типичными представление о миропорядке как неизменном, гармонично организованном «космосе», противопоставление его вечного бытия «хаосу» становления, обнаруживаемому в человеческих деяниях, концепция «циклического времени», присутствующая в ранних вариантах круговорота исторических теорий. В иудаизме сложилось эсхатологическое понимание человеческой истории как определяемой Божественным промыслом «истории спасения», которое осуществляется в конце времён, с наступлением «будущего века». Это понимание переосмысляется в христианской концепции Боговоплощения как центрального события всемирной истории, кардинально меняющего весь её характер и уже ставящего её под «знаком конца».

Начиная с эпохи Возрождения постепенно формируется новоевропейская философия истории, рассматривающая историю вне теологического контекста как имманентный процесс, продукт целенаправленной деятельности людей. Дж. Вико, разработавший циклическую концепцию истории наций как закономерного чередования эпох («религиозной», «героической» и «гражданской»), обосновывал возможность познания истории именно тем, что она творится самим человеком (идея, акцентированная затем И. Кантом). Общими чертами историзма эпохи Просвещения стали оптимистическое понимание истории как прогресса (Вольтер, А. Р. Ж. Тюрго, М. Ж. Кондорсе и др.), закономерного движения от «менее совершенных» к «более совершенным» формам, утверждение единства всемирно-исторического процесса, которое в ряде случаев сочеталось с представлением о неповторимом своеобразии конкретных эпох в жизни различных народов и культур (И. Г. Гердер, К. В. фон Гумбольдт и др.). Вершиной философского историзма стала концепция истории Г. В. Ф. Гегеля как деятельной самореализации «мирового духа», содержание которой описывалось как прогресс в сознании свободы. Выдвинутое К. Марксом и Ф. Энгельсом материалистическое понимание истории как последовательной смены общественно-экономических формаций сопровождалось обоснованием грядущего коммунистического общества как всесторонней «эмансипации» человека. Унаследованная от Просвещения идея прогресса легла в основу многочисленных позитивистских концепций 19 века (социальная динамика О. Конта, теории «дескриптивной социологии» Г. Спенсера, «генетической социологии» М. М. Ковалевского). При этом социологический эволюционизм 19 века находился в тесной связи с биологическим эволюционизмом, в частности с теорией Ч. Дарвина.

Реклама

Центральной для классического философского историзма являлась проблема истолкования смысла, сущности и целей исторического процесса. Постепенное выделение из философского знания отдельных социально-гуманитарных наук (экономики, правоведения, социологии) и оформление методологической программы позитивизма способствовали появлению новых типов историзма. Начиная с 19 века история стала пониматься многими мыслителями как эмпирический процесс, предполагающий описание конкретных событий и фактов и образуемых ими причинно-следственных рядов. Сложившиеся в Германии историческая школа права (Ф. К. фон Савиньи, Г. Ф. Пухта), «старая» и «новая» историческая школы в политической экономии (В. Рошер, К. Книс, Б. Гильдебранд, Г. фон Шмоллер, Л. Брентано, К. Бюхер) исходили из традиционалистского представления об органическом характере общественной жизни, отвергая какое-либо «искусственное» вмешательство в формирующуюся столетиями живую ткань исторического процесса. Для этой версии немецкого историзма типично рассмотрение отдельных эпох в развитии конкретных стран и народов как уникальных, равноценных и одновременно несопоставимых в культурном отношении. Эта релятивистская тенденция впоследствии приняла законченные формы в теориях локальных цивилизаций О. Шпенглера и А. Дж. Тойнби, отрицавших единство всемирно-исторического процесса, его линейный и прогрессивный характер и рассматривавших развитие человечества как совокупность циклов «рождения, расцвета и упадка» конкретных культур. В России сходные идеи разделяли Н. Я. Данилевский и К. Н. Леонтьев.

Методологическим основанием историзма в 19-20 веках часто служило принципиальное противопоставление гуманитарного и естественнонаучного знания. Так, в герменевтике В. Дильтея «понимание» как специфический метод «наук о духе» противополагалось каузальному «объяснению» в «науках о природе». В баденской школе неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт) история и природа определялись как два различных способа истолкования действительности: любой её фрагмент становится для учёного историей, если рассматривается в аспекте его уникальности и неповторимости, и, наоборот, становится природой, если описывается как типичный экземпляр множества, как проявление тех или иных общих закономерностей. Исторические понятия образуются посредством индивидуализирующего идиографического метода, тогда как понятия в «законоустанавливающих» науках - посредством генерализирующего номотетического метода. Большинство профессиональных историков, стремившихся описывать события прошлого, «какими они были на самом деле» (Л. фон Ранке и его школа), также отказывались при этом от формулировки каких-либо обобщающих суждений.

Компромиссное решение вопроса о соотношении общего и особенного в изучении общества и культуры было найдено в рамках исторической социологии, берущей своё начало в классических трудах Ш. Л. Монтескьё, А. де Токвиля, К. Маркса, М. Вебера и др. и получившей дальнейшее развитие в середине и 2-й половине 20 века. Философское осмысление проблем историзма в 20 веке представлено в неогегельянских концепциях Б. Кроче и Р. Дж. Коллингвуда, в теории «осевого времени» К. Ясперса, в фундаментальных критических исследованиях Э. Трёльча, Р. Арона и др.

Наряду с термином «историзм», впервые встречающимся у Новалиса, в Германии с конца 19 века появляется термин «историцизм» (немецкий Historizismus), заключающий в себе негативную оценку историзма как «музейного» отношения к истории (Ф. Ницше), как неизбежно ведущего к релятивизму в характеристике философских систем и мировоззрений (Э. Гуссерль в полемике с Дильтеем), наконец, у К. Поппера («The poverty of historicism», 1957, в русском переводе «Нищета историцизма», 1993) - как совокупного обозначения всех тех социальных теорий (в том числе марксизма), которые пытаются устанавливать некие «объективные законы» общественно-исторического развития и на основании этого делать те или иные претендующие на «научность» предсказания будущего (принципиально «открытого», по Попперу, для реализации различных возможностей и потому непредсказуемого). В других европейских языках указанное терминологическое различие отсутствует.

Лит.: Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980; Трельч Э. Историзм и его проблемы. М., 1994; Барг М. А., Авдеева К. Д. От Макиавелли до Юма: становление историзма. М., 1998; Будон Р. Место беспорядка: критика теорий социального изменения. М., 1998; Арон Р. Избранное: введение в философию истории. СПб., 2000; Мейнеке Ф. Возникновение историзма. М., 2004.

Д. Г. Подвойский.