Историзм (в архитектуре)
ИСТОРИЗМ, направление в архитектуре и декоративном искусстве 19 века; его представители стремились к точному воспроизведению стилевых систем прошлого. Историзм был распространён во Франции и, особенно в Германии (преимущественно в Баварии; также ансамбль «Музейного острова» в Берлине). В отличие от свойственного историческим стилям в целом свободного цитирования элементов «больших стилей» (романского стиля, готики, византийского зодчества, классицизма, барокко и т. д.) в образно-декоративных целях, историзм стремился перенести в современную жизнь архитектурные типы национальной старины (например, германского Средневековья), «романтизированной» античности или Возрождения, не чуждаясь в немногих уникальных зданиях точной имитации знаменитых образцов (афинский Парфенон, флорентийская Лоджия деи-Ланци или Палаццо Питти, Версальский дворец и т.д.). Ведущими мастерами историзма в 19 веке были Л. фон Кленце, Г. Ф. Цибланд и Г. Земпер в Германии, О. Вагнер в Австрии, Э. Э. Виолле-ле-Дюк во Франции, Н. Л. Бенуа, Л. Н. Бенуа в России. К историзму принадлежат и некоторые постройки 20 века (во Франции, США и др.), имитирующие виллы Помпей и Геркуланума, древнегреческие дома, ренессансные палаццо; этот так называемый стиль ретро противостоит новациям современной архитектуры. Нередко термин «историзм» приравнивается к понятию «исторические стили» либо употребляется в значении термина эклектизм (эклектика).
Лит.: Meinecke F. Die Entstehung des Historismus. Мünch.; В., 1936. Bd 1-2; Pevsner N. The romantic movement, historicism, and modern movement, 1760-1914 // Pevsner N. An outline of European architecture. 7th ed. L., 1973; idem. The return of historicism // Studies in art, architecture and design: Victorian and after. L., 1982; Reill Р. The German enlightenment and the rise of historicism. Berk.; L., 1975; Paret Р. Art as history: episodes in the culture and politics of nineteenth-century Germany. Princeton; Guildford, 1988; Veeser Н. The New historicism. L., 1989; Van Pelt R. J., Westfall С. W. Architectural principles in the age of historicism. New Haven; L., 1991.