Иванов Михаил Матвеевич

Иванов Михаил МатвеевичИВАНОВ Михаил Матвеевич [1748, Санкт-Петербург - 16(28).8.1823, там же], российский акварелист и живописец, академик петербургской Академии Художеств (1785). Сын солдата Семёновского полка. Учился в петербургской Академии Художеств (1762-70) у И.Ф. Гроота. С 1770 пенсионер Академии Художеств за границей; в 1770-73 занимался у Ж. Б. Лепренса в Париже; в 1773-79 работал в Риме, путешествовал по Испании и Швейцарии. В 1780-91 был в штате наместника южных губерний князя Г. А. Потёмкина-Таврического, совершил поездки по Украине, Крыму, Грузии, Армении, в 1784-85 - по Новгородской губерния и Белоруссии, исполнил много акварелей с видами различных местностей и городов, отличающихся большой точностью и поэтичностью. Один из основоположников русской пейзажной живописи, Иванов вводил в классицистические композиции жанровые сцены («Доение коровы на дворе», 1772, ГРМ, и др.). Во время русско-турецкой войны 1787-91 исполнил батальные акварели «Штурм Очакова» и «Штурм Измаила» (1788, ГРМ), портрет Г. А. Потёмкина-Таврического (1788) и др. Среди произведений: «Вид крепости Инкерман» (1796, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Российская эскадра у Константинополя» (1799, ГРМ), «Пётр I под Прутом» (1804, ГТГ), ряд портретов. Был хранителем рисунков в императорском Эрмитаже (с 1792). Преподавал в петербургской Академии Художеств (с 1800); среди учеников - Сильвестр Ф. Щедрин, В. И. Мошков, К. И. Рабус.

Реклама

Его брат - скульптор Архип Матвеевич Иванов (около 1749-1821), учился в петербургской Академии Художеств (1762-70) у Н. Ф. Жилле, с 1770 года был пенсионером Академии Художеств за границей (в 1770-73 занимался у О. Пажу в Париже, в 1773-76 работал в Риме). За программу «Торжествующий в победах город Санкт-Петербург» (алебастр) получил звание академика петербургской Академии Художеств (1777). Исполнял преимущественно аллегорические скульптуры. С 1778 работал в Иностранных дел коллегии. Перевёл (1789) с итальянского и французского языков теоретический трактат «Понятие о совершенном живописце...» Р. де Пиля и написал к нему предисловие, утверждающее положение классицизма о гражданственности искусства и ставшее одной из первых в России теоретических работ о живописи.

Лит.: Федоров-Давыдов А. М. М. Иванов. М., 1950; Садовень В. В. Русские художники-баталисты XVIII-XIX вв. М., 1955; Мастера искусства об искусстве. М., 1969. Т. 6.