Изба
ИЗБА (от древнерусского истъба, праславянское *jbstъba, прагерманское *stuba, позднелатинское * extufa - тёплое помещение, баня; на юге России, в Украине и Белоруссии - хата), традиционное срубное жилище у народов Восточной Европы и Сибири. Срубная техника домостроительства известна в Восточной Европе, по крайней мере, с 1-го тысячелетия до нашей эры (времени распространения железного топора). До 1-го тысячелетия нашей эры в Восточной Европе преобладали полуземлянки со срубными или каркасными стенами. В 1-м тысячелетии нашей эры на северо-западе (в Новгородской и Псковской землях, верховьях Волги, Днепра и Западной Двины) появляются наземные срубные дома, ставшие к 12-13 веку господствующим типом жилища в лесной и к 14-15 векам - в лесостепной полосе; полуземлянки сохранялись в основном только у беднейшего населения. В дальнейшем сохранялась тенденция поднимать постройку над землёй - чем дальше к северу, тем выше: наличие и высота подпола («подклета») стали одним из главных различительных признаков северо-, центрально- и южнорусского типов изб (смотри также в статье Традиционная культура народов России в разделе Россия).
Реклама
Конструкция изб. К югу от Верхнего Поднепровья и Среднего Поочья изба (хата) строилась без подклета с земляным («земь») или деревянным полом; стены складывались из тонких брёвен, южнее Оки и Среднего Поволжья обмазывались глиной, часто белились (особенно в Украине); постепенно вытеснялась саманными и турлучными хатами. К северу от Верхнего Поднепровья и Среднего Поочья до Санкт-Петербургской губернии и Южного Приладожья, в Верхнем и Среднем Поволжье, Нижнем Поочье преобладали избы со средним подклетом в 2-4 венца; здесь же появляются избы на высоком подклете в 6-10 венцов, которые на Русском Севере и в Сибири становятся господствующим типом изб. Для строительства использовались хвойные (в основном сосна, реже ель), на юге также лиственные породы дерева. При постройке избы геометрический центр отмечали деревцем (елью или берёзой) с иконой. Под углы сруба вкапывали торцом чурбаны («стулья»), иногда просмолённые или обожжённые. Сруб складывали в основном «в обло» (выступающие концы брёвен предохраняют углы постройки от промерзания), «мшили» (прокладывали брёвна мхом). Сложив сруб до высоты пола, врубали поперечные «переводины» пола (обычно 4); на передней или задней, в зависимости от местного варианта планировки избы, паре переводин ставили «опечек» - основание печи в виде небольшого сруба либо «стульев». Пол делали двойным: на переводины настилали «чёрный» пол из брёвен или горбылей горбами вверх, на него - «чистый» пол из продольных гладко выструганных досок-«половиц», плотно подогнанных друг к другу или положенных «в закрой» (край одной половицы входил в желобок другой); для тепла между настилами пола насыпали землю. После укладки пола собирали собственно избу. В верхний («череповой», «подгнётный») венец врубали поперечный толстый брус, служащий основанием потолка (русская «матица», «матка», украинский, белорусский «сволок»); установка матицы была центральным моментом в постройке избы и сопровождалась различными обрядами. Продольные потолочины делали обычно из горбылей горбом вверх; щели между ними промазывали глиной с песком, засыпали листьями, мхом, землёй; в богатых домах снизу подшивали «чистый» потолок из гладких досок, скрывавший матицу. Крыша к северу от Верхнего Поднепровья, Поочья и Среднего Поволжья - двускатная («конём»), чаще тесовая, южнее - вальмовая или 4-скатная, чаще из дранки или соломы. Древнейший тип тесовой крыши - «порубом», «зарубом», «на самцах»: на торцах сруба выкладывались фронтоны («порубы», «залобники») из укорачивающихся кверху брёвен-«самцов»; в их концы через 1-2 врубались продольные «слеги», составляющие обрешётку скатов; концы слег (часто фигурные) выпускались далеко за поруб, образуя основу торцовых навесов («застрех»), предохраняющих сруб от дождя; в нижние слеги врубались крюки (русский «курицы», белорусский «кокошины»), удерживающие бревно («поток», «водопуск») с продольным жёлобом, в который упирались тесины кровли; они имели слегка выгнутый профиль («желобицы», «желобовины») и укладывались в 1-м ряду жёлобом кверху, во 2-м - на стыки нижних жёлобом книзу; на верхние концы досок, образующие конёк крыши, клалось тяжёлое бревно с жёлобом внизу («охлупень», «шелом»); его корневой конец выдавался вперёд и часто имел вид коня или птицы. С распространением продольной пилы стали делать крыши «в гвоздь» - из пилёного тёса, прибитого к обрешётке гвоздями; к торцам кровли пришивались узорные доски («причелины»), от конька вниз - «полотенце» («кисть», «ветреница»). В 19 веке появились крыши на стропилах («быках»), врубленных в верхний венец; концы стропил, выпущенные над стенами, образовывали карниз, также покрытый резными досками («подзорами»). В Черноземье, особенно в Украине, боковой навес часто опирался на столбы.
Среднерусская изба на низком подклете. Сзади примыкает крытый двор, соединённый с избой сенями (однорядная связь); вход в дом через сени; фронтон украшен резными «причелинами» и «полотенцами», окна - ставнями. Музей деревянного зодчества и крестьянского быта (Суздаль).
Интерьер и внутренняя планировка изб. Характерная особенность избы - включение всех деталей интерьера (лавок, полок, полатей, красного угла) в конструкцию сруба («неподвижный наряд»). Планировка интерьера зависела от расположения печи, занимавшей до четверти внутреннего пространства избы. На важность печи как основного признака избы указывает как действительное происхождение слова «изба», так и его народная этимология (от «истопка»). Первоначально печь в славянском жилище складывалась из камня; в 12-13 веках каменная печь («каменка») сохраняется в Северо-Западной Руси; в Верхнем Поднепровье, по Западной Двине и Оке распространяется глинобитная печь. К 17 веку формируется тип многофункциональной глинобитной или кирпичной «русской печи». У древних славян печь ставилась в противоположном от входа углу; с середины 10 века в Поднепровье и Новгородчине, затем и в других местах стали ставить печь рядом с входом, что, по-видимому, указывает на появление окон и нового символического центра избы (красного угла). Этот тип планировки лёг в основу северо-среднерусского и западного (украинско-белорусского) типов избы.
Северно-среднерусский тип планировки избы бытовал к северу от Поочья, в Поволжье, Приуралье и у старожилов Сибири. Изба выходила фасадом на улицу; в фасадной стене прорубали 3 окна, первоначально - «волоковые», в половину 2 соседних венцов, закрывавшиеся деревянной задвижкой («волоком»); центральное окно располагалось ближе к потолку и служило для выхода дыма («дымоволок»). С 17 века центральное, а затем и все 3 окна стали делать «косящатыми» - высотой в 3-4 венца: среднее называлось «красным», ближнее к красному углу (парадному углу с иконами и столом) - «передним», расположенное напротив печи (в «бабьем куту») - «судным» (т. е. «посудным»). В окна вставляли массивные колоды с оконной рамой; рамы были не распашными, а подъёмными или крепились в окне наглухо. С распространением пилы появились окна современного типа с распашными ставнями. Первоначально рамы затягивались бычьим или рыбьим пузырём, в богатых домах - слюдой (главным источником её был север «Московии» - отсюда одно из её названий - «мусковит»). С 14 века в городах (Новгороде, Москве и др.) появились окна из стекла. Первоначально оконное стекло уступало слюде в прозрачности и лишь в 18 веке получило широкое распространение, в основном в городах. Слюдяные и древнейшие стеклянные оконницы были невелики и требовали частого переплёта («образчатые» окна). Напротив фасадной стены устраивали вход с высоким порогом. Дверь первоначально вращалась на деревянных подпятниках, затем - на металлических петлях. Напротив входа в юго-восточном (т. е. наиболее освещённом) углу устраивали парадный красный («передний», «кутный», «святой») угол; главное место за столом под иконами предназначалось для хозяина и почётных гостей («кутян»). Печь ставилась в противоположном от красного углу, т. е. у входа, устьем («челом») к окнам («к свету»). Обращённый внутрь избы угол печи опирался на массивный печной столб, от которого вдоль задней и боковой стен шли массивные балки («воронцы»); воронец, шедший вдоль боковой стены, отгораживал «бабий кут» - кухню, где на лавке стояли ступа и квашня, на стенах - посудные полки («судницы»); к печи пристраивался чуланчик («голбец»), откуда вела лестница в подпол. Мужчины, особенно посторонние, без надобности в «бабий кут» не заходили.
Матица перегораживала избы поперёк, отделяя внутреннюю парадную её часть с красным углом от внешней, примыкающей к входу («куть», «подпорожье») и предназначенной для не принадлежащих дому людей. Так, гости, входя в избы, не должны были без приглашения заходить за матицу; под матицей останавливалась пришедшая сватать невесту сваха (отсюда «сидеть под матицей» - сватать невесту) и т.д. Рядом с дверью ставилась широкая скамья, которая забиралась с противоположного от стены конца высокой доской с окончанием в виде конской головы («коник»); под коником устраивался ларь, где мужчины хранили свои инструменты. Коник был преимущественно «мужским местом» (что, возможно, связано с семантикой коня как преимущественно мужского животного): здесь спал хозяин дома, женщине сесть на коник считалось неприличным. На коник также садились вошедшие в избы нищие (особая категория гостя, связываемая с потусторонним миром). Сверху внешней части, между печью и боковой стеной, настилались полати, где в основном спали обитатели дома. Лавка, идущая от задней стены к красному углу («долгая», «бабья»), предназначалась для женских работ; здесь стояли прялка, ткацкий стан, подвешивалась к потолку колыбель («зыбка»). Освещалась изба лучинами, вставленными в железные «светцы», в торжественных случаях - свечами. Свет жгли только зимой: с Ильина дня (20 июля старый стиль), местами с Успения (15 августа) до Благовещения (25 марта).
В Санкт-Петербургской, Новгородской, Псковской, Смоленской, на западе Орловской и Курской губерний, в Украине и Белоруссии печь в избе также ставилась у входа, но обращалась устьем к входу (западнорусский, или украинско-белорусский, тип избы), что меняло внутреннюю планировку избы: торцовая стена имела лишь одно окно; от печи к ней шли настил для сна («пол», «примост») на высоте до 0,5 м и полати; два других окна прорубались в противоположной от полатей боковой стене, выходившей во двор. Угол, примыкавший к входу напротив устья печи - «посудный», предназначался для готовки.
В чернозёмной полосе южнее Оки между верховьями Десны на западе и Суры на востоке бытовал южнорусский тип планировки избы (хаты) с печью, ставившейся напротив входа (возможно, восходящий к планировке древнеславянского жилища); на севере и востоке он соседствовал с северо-среднерусским типом. Красный угол устраивался в противоположном от печи и соседнем с входом углу. Противоположная от печи стена имела 2 окна и выходила на улицу, сюда же выходили сени. На востоке Черноземья (восток Тульской, Рязанской, Тамбовской, Воронежской, Пензенской губерний) устье печи было обращено к входу (восточно-южнорусский тип), полати шли вдоль противоположного от входа стены; в западное Черноземье (запад Тульской, Калужской, Орловской, Курской губерний, а также у мордвы-мокши) устье печи было направлено к передней стене с окнами, полати настилались от печи к входу. Под полатями в южнорусской хате шёл примост, под которым иногда выбирали землю и ставили боковые стенки; там держали хозяйственные предметы, зимой - домашних животных. В 19-20 веках южнорусский тип избы местами вытеснялся украинско-белорусским.
Интерьер избы: 1 - северно-среднерусская изба: печь, голбец, полати; 2 - западнорусская изба: печь, полати, «пол».
Соединение жилых и хозяйственных помещений. С 10 по 17 века формировались многокамерные избы, имеющие, кроме отапливаемого жилого помещения (собственно избы), прихожую («сени») и кладовую («клеть», «комора»); клеть также служила спальней для молодых членов семьи (в том числе для молодожёнов), иногда превращалась в «чистую» комнату («горница», «светлица») или получала печь и становилась «чистой» избой. Типичным было соединение избы и клети или двух изб сенями. Клети часто стояли отдельно от избы, иногда свою клеть имела каждая из взрослых женщин семьи (старшая хозяйка и её невестки). На юге России и в Украине дополнительное помещение с печью часто становилось кухней («хатыня», «теплушка»).
К жилым помещениям примыкали хозяйственные, на севере образуя с ними единый комплекс («дом-двор»). К северу от верхней Десны, Днепра, среднего течения Оки и Среднего Поволжья двор (хлев, над которым устраивалась «поветь» - настил, где хранились сено и хозяйственный инвентарь) соединялся с избой сенями с задней торцовой стены дома (однорядная связь). Вход в дом вёл через сени с боку, с высокого, часто крытого, крыльца. С улицы на поветь вёл настил для телег («взъезд», «взвоз»), другой вход на поветь вёл через сени из жилой части дома. В Ярославской, Костромской, Нижегородской и Владимирской губерниях были распространены также двухрядная (боковыми стенами) и Г-образная («глаголеобразная»; с задней торцовой и боковой стен) связи избы и крытого двора (хлев, амбар, сенной сарай, навес для телег и хозяйственного инвентаря). На Псковщине, наряду с одно и 2-рядной, бытовала 3-рядная связь: с одной стороны к избе примыкал крытый, с другой - открытый двор, с противоположной стороны которого параллельно дому также стояли хозяйственные постройки. Часто в Псковской, Смоленской, Московской губерниях, а также повсеместно в Среднем Поволжье, бассейнах Камы и Вятки и Черноземье постройки окружали по периметру открытый двор (П-образный, или «покоеобразный», «круглый», двор), на который вели с улицы тесовые ворота под навесом (в Поволжье украшенные резьбой и росписью). В лесостепи и степи (южнее Курска и Воронежа) распространены незамкнутые дворы со свободным расположением построек.
В 19 веке растёт число жилых помещений в избах: она разгораживается внутренней перегородкой (вначале низкой, затем доходящей до потолка), у зажиточных крестьян и в городах появляются избы-пятистенки (из 2 изб, в которые ведут отдельные входы из сеней), крестовики (из 4 изб), «двойни» (из 2 рядом поставленных срубов), многокомнатные и 2-этажные избы. В интерьере появились подвижная мебель (кровати, шкафы, стулья), зеркала и картины на стенах, занавески и цветы на окнах и др.
Лит.: Бломквист Е. Э. Крестьянские постройки русских, украинцев и белорусов // Восточнославянский этнографический сборник М., 1956; Раппопорт П. А. Древнерусское жилище. М., 1975; Древнее жилище народов Восточной Европы. М., 1975; Байбурин А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л., 1983.
Е. В. Смирницкая.