Издательская система
ИЗДАТЕЛЬСКАЯ СИСТЕМА, аппаратно-программный комплекс, позволяющий осуществлять допечатную подготовку издания. Издательская система называется также настольной (Desktop Publishing - DTP) или компьютеризированной системой; состоит из персональных компьютеров (ПК), сканирующих, выводных устройств, сетевого оборудования и программного обеспечения (прикладного и системного). Допечатная подготовка издания, как правило, включает: набор текста с оригинала; вёрстку, корректурную правку; изготовление репродуцируемого оригинал-макета с текстовой и изобразительной информацией; получение фотоформы, цветопробы, печатной формы.
Появление издательских систем было обусловлено общим ходом развития технологических процессов печатания, а также возможностью использовать ПК. В России начало применения компьютеров в издательской технике относится к 1980-м годам. Издательская система позволяет подготовить репродуцируемый оригинал-макет при одном клавиатурном процессе (все редакционные и иные изменения можно выполнять с помощью клавиатуры, мыши и др., следя за ними на экране монитора ПК); даёт возможность разнообразить шрифтовое оформление, создавать собственные шрифты. Издательская система сокращает издательский процесс на стадии набора и репродуцирования, а также корректурный обмен с типографией. Такая система позволяет на экране монитора и в виде распечатки получать (и видеть) отображения текста, шрифтов и графики в том виде, в каком они будут напечатаны в издании. Созданы специальные языки программирования, например postscript (постскрипт), который является универсальным (имеющим промышленный стандарт) языком описания страниц печатного листа. Это дало возможность использовать единую программную базу для различных выводных устройств - принтеров, графопостроителей, лазерных экспонирующих устройств и др. Вместо традиционных процессов цветоделения и цветокоррекции используются сканеры, программы обработки изображений, лазерные выводные устройства. Для изготовления листовых широкоформатных изданий (например, постеров, наружной рекламы) в качестве выводного устройства могут применяться графопостроители.
Реклама
Программное обеспечение охватывает все циклы допечатной подготовки рукописей для издания. Особое значение имеют текстовые редакторы и графические редакторы. Разработка оригинал-макета включает: подготовку общего вида страниц издания - создание стиля (выбор шрифтов, их размеров, выделение абзацев, заголовков, выравнивание строк, размещение рисунков и др.); определение вида полосы (страницы) издания (число, размеры и границы колонок текста, принципы размещения иллюстраций, формат бумаги, которая будет использоваться в типографии, размеры документа); вёрстку издания, обеспечивающую его компоновку и просмотр; правку и редактирование макета.
На основе издательских систем появился новый вид услуг: возможность издания книги индивидуального назначения с использованием цифровой полиграфии (по запросу в течение нескольких дней). Некоторые издательские системы позволяют полностью или частично автоматизировать бизнес-процесс в издательстве (процедуры согласования и утверждения документов, внесения изменений в материалы; взаимоотношения с клиентами, управление финансами и др.), а также организовывать повторное использование материалов, преобразование форматов материалов для их публикации на электронных носителях информации (например, CD-ROM - репродуцированный оригинал-макет на компакт-диске, DVD) и др.
К перспективным задачам издательских систем относятся: создание программ сквозного контроля и управления цветом - возможность максимального сближения по цветовой гамме изображения на мониторе компьютера, цветном принтере, цветопробе, полиграфическом оттиске; программы, обеспечивающей правильное восприятие и воспроизведение цветового пространства при обмене файлами по сети.
Лит.: Полянский Н. Н. Основы полиграфического производства. М., 1991; Стефанов С. П., Фидель В. Р. Полиграфия как сумма технологий. М., 2006.
В. Р.Фидель.