Ижемцы

ИЖЕМЦЫ (коми - ижемцы, самоназвание - изьватас), этническая группа коми. Численность 15,6 тысяч человек (2002, перепись), в том числе в Республике Коми 12,7 тысяч человек. Данные переписи занижены из-за совпадения самоназвания большинства ижемцев с самоназваниями коми (в Европейской части России они часто называют себя коми, а остальных коми - зырянами, на Урале и в Западной Сибири - зыръяна, а остальных - коми). По оценке, насчитывают свыше 55 тысяч человек, из них в бассейне средней Печоры (Ижемский, Усинский, Интинский, Печорский районы и Воркутинский горсовет Республики Коми) - около 40 тысяч человек, на Кольском полуострове (Мурманская область) - 2 тысячи человек, на нижней Печоре и в Большеземельской тундре (Ненецкий автономный округ) - 4,5 тысяч человек, в бассейне нижней Оби, Уральской и Надымской тундре (Шурышкарский, Приуральский, Надымский районы Ямало-Ненецкого автономного округа) - 6 тысяч человек, в бассейне средней Оби (Берёзовский район Ханты-Мансийского автономного округа) - 3 тысячи человек. Говорят на ижемском диалекте коми-зырянского языка, владеют также русским языком. Большинство верующих - православные.

Реклама

Ижемцы Центр формирования ижемцев - бассейн реки Ижма. Их предки, по-видимому, выходцы с Мезени и верховьев Выми, появились здесь во 2-й половине 16 века, основав Ижемскую слободку (первое упоминание 1576), ныне село Ижма. Большое влияние на переселенцев оказали контакты (в том числе брачные связи) с русским населением Усть-Цилемской слободки, основанной незадолго до Ижемской (ныне Усть-Цильма), а также с европейскими лесными ненцами (ассимилированы ижемцами к середине 19 века). Хозяйство первопоселенцев было основано на товарной охоте на пушного зверя, подсобную роль играли земледелие (овёс, рожь, овощи) и животноводство (крупный и мелкий рогатый скот). В конце 17 - начале 18 века из-за падения численности пушного зверя стали переходить к крупностадному кочевому оленеводству самодийского типа, формировавшемуся на основе транспортного оленеводства, заимствованного, по-видимому, у лесных ненцев. Отличительными чертами оленеводства ижемцев были его преимущественная ориентация на рынок и широкое использование наёмного труда при выпасе. Распространение оленеводства вызвало переход значительной части ижемцев к кочевому образу жизни, их расселение по широкой территории и появление посёлков - центров сбыта и переработки продукции оленеводства, в основном кустарного производства ровдуги (Кипиево, Усть-Уса, Петрунь, Абезь и др. на Печоре; Мужи, Ляпин, или Саранпауль, Няксимволь в Зауралье; на Печоре торговали с чердынскими, в Зауралье - с сургутскими купцами). К середине 19 века ижемцы заселили бассейны средней и нижней Печоры и Большеземельскую тундру, многие большеземельские ненцы служили у них наёмными пастухами. Во 2-й половине 19 - начале 20 века компактные группы ижемцев появились в Западной Сибири и на Кольском полуострове.

Зажиточные ижемцы имели большие семьи (семмъя), совместно владевшие домом, земельным наделом, сенокосными угодьями, оленьим стадом, оленеводческой кочевой тропой (вэрга). Входившие в их состав нуклеарные семьи (гозъя, буквально - пара) были связаны реальным или социальным (кумовство) родством либо экономически (наёмные пастухи); как и у всех коми, унилинейные роды отсутствовали. Обычно две семьи кочевали с оленями, остальные занимались земледелием, животноводством, охотой, отвечали за переработку и сбыт продукции. Деревни - в основном линейной планировки, располагались по берегам рек в местах переправы оленьих стад. Традиционное жилище - дом-двор северо-русского типа, пятистенок, часто, в отличие от южных коми, с жилыми верхними и нижними этажами. Во время кочёвок жили в чумах ненецкого типа, но отличавшихся большими размерами и отсутствием центрального шеста-сымзы. Чум разделялся занавесками на центральное «общее» помещение с очагом и красным углом напротив входа (икона-складень обычно включала изображения Богоматери, святого Николая и покровителя оленеводства пророка Ильи) и две «половины» (чомбэк) для каждой нуклеарной семьи. Оленьи нарты - ездовые (дадь) и грузовые (додь) - близки к ненецким, но больше по размеру и имеют конструктивные особенности (например, женская ездовая нарта имеет крытую надстройку для колыбели с ребёнком). Были распространены долблёные плоскодонные и дощатые килевые лодки. Колёсный транспорт отсутствовал.

Ижемцы Меховую одежду - малицу и совикгусь ненецкого типа - носили как мужчины, так и женщины. В отличие от ненцев, её надевали поверх тканевой, носили только вне дома в холодное время года. Летом в холодную погоду верхней одеждой служил суконный совик (ной парка). Тканевая одежда, как и у южных коми, северо-русского типа. Пища, помимо характерных для всех блюд коми, включала блюда с использованием продуктов оленеводства (строганина айбарч, лепёшки вир шаньга с добавлением оленьей крови и др.); была популярна рыба специфического (печорского) засола.

По сравнению с остальными коми у ижемцев сохранилось мало дохристианских элементов. Среди календарных обрядов особое значение имеет Ильин день (Иллялун), считавшийся центром оленеводческого производственного года: оленеводы символически разворачивали свои нарты с севера на юг, обозначая скорое начало осенней кочёвки, устраивали спортивные состязания. Оседлые ижемцы отмечали также Иванов день (Иван-лун, Луд) как день начала сенокоса.

Устное творчество включало так называемый ижемо-колвинский эпос, воспроизводящий сюжеты ненецкого эпоса и возникший, по-видимому, среди колвинцев - комиязычной группы ненцев бассейна Усы середины - 2-й половины 19 века. Специфичны для ижемцев колыбельные причитания; свадебные, похоронные, величальные причитания восходят к южным коми. Распространены также шуточные песни и припевки, сказки и былички (в том числе о ненецких и хантыйских «колдунах»). Развито искусство меховой мозаики (женские сумки для рукоделия - тучейки; коробки для складня и ценных вещей - куд; детские малицы), узорного вязания из овечьей шерсти, плетения из бересты (короба, чехлы, игрушки).

Ижемцы сохраняют самосознание, традиционное хозяйство и культуру; 1,5 тысячи человек живут в городах (2002, перепись). С начала 1990-х годов проводятся межрегиональные съезды, в 1990 возникла ассоциация (ныне Межрегиональное общественное движение) «Изьватас». На ижемском диалекте публикуются газетные статьи, создаются радио- и телепрограммы.

Лит.: Лашук Л. П. Очерк этнической истории Печорского края. Сыктывкар, 1958; Белицер В. Н. Очерки по этнографии народов коми, XIX - начало XX в. М., 1958; Коми народный эпос. М., 1987; Конаков Н. Д., Котов О. В. Этноареальные группы коми. М., 1991; Habeck J. О. What it means to be а herdsman: the practice and image of reindeer husbandry among the Komi of Northern Russia. Мünster, 2005.

К. В. Истомин.