Изоритмия
ИЗОРИТМИЯ (от изо... и ритм), техника композиции в многоголосной музыке 14 - 1-й половины 15 века. Термин (введён в 1904 году немецким музыковедом Ф. Людвигом) означает остинатное повторение (смотри Остинато) ритмического рисунка, независимого от проводимой в том же голосе мелодии (звуковысотной линии). Как правило, ритмическое остинато помещается в теноре; повторяемая ритмическая фигура - талья (или талеа, от позднелатинского talea - «отрезок»), повторяемая мелодическая фигура - колор (позднелатинский color - «орнаментальное повторение»). Виды соотношений тальи и колора разнообразны. Наиболее типичен случай, когда на одно проведение колора приходится 3-4 тальи (т. е. ритмическая фигура меньше звуковысотной в целое число раз), реже встречаются более сложные типы синхронизации (2 колора приходятся на 3 тальи, 3 колора - на 4 тальи и т. д.). Смысл игры автономного ритма и автономной мелодии в том, что длительности тальи при каждом проведении приходятся на разные высоты:
Реклама
Первым, кто кратко описал технику изоритмии, был теоретик Арс нова - Иоанн де Мурис (или ученик его школы) в трактате «Книжечка о мензуральной музыке» (около 1340). Первые яркие художественные образцы изоритмии - в музыке Филиппа де Витри (12 из 15 его мотетов - изоритмические). В творчестве Гильома де Машо изоритмия достигла вершины развития: она применяется в частях мессы «Нотр-Дам», в гокете «Давид», в песенных жанрах (тальи в обоих голосах баллады № 1, в кантусе рондо № 19); в большинстве мотетов Машо изоритмия имеет формообразующее значение. Изысканность «изоритмической формы» (термин М. А. Сапонова) достигается различными приёмами ритмического и мелодического варьирования (особенно характерно ритмическое уменьшение тальи - диминуция - к концу сочинения), путём смены мензуры и темпуса (смотри Мензуральная нотация). У Й. Чикониа, Дж. Данстейбла, Г. Дюфаи и во многих анонимных сочинениях изоритмия отмечается преимущественно в мотетах. Со 2-й половины 14 века [в пьесах французской рукописи, хранящейся в г. Ивреа (Bibl. Capitolare, 115), в 13-м мотете Машо, у композиторов периода Ars subtilior, например у И. Чезариса] изредка встречается тотальная изоритмия, когда все голоса многоголосного целого имеют свои тальи (В. Апель назвал этот вид техники «панизоритмией»).
Изоритмия как один из принципов композиционной обработки кантус фирмус отмечается в 16 веке (например, в мотетах Жоскена Депре и А. Вилларта). Изоритмия применялась и в 20 веке (например, полиостинато ритма и высотной линии в одном и том же голосе, фактурном пласте в сочинениях О. Мессиана).
Лит.: Ludwig F. Die 50 Beispiele Coussemaker’s aus der Handschrift von Montpellier // Sammelbände der Internationalen Musikgesellschaft. 1904. Jg. 5. Н. 2; Dammann R. Spätformen der isorhythmischen Motette im 16. Jahrhundert // Archiv für Musikwissenschaft. 1953. Jg. 10. Н. 1 ; Apel W. Remarks about the isorhythmic motet // L’Ars nova: recueil d’études sur la musique du XlVe siècle. Р., 1959; Сапонов М. Мензуральная ритмика и ее апогей в творчестве Г. де Машо // Проблемы музыкального ритма. М., 1978; Сухомлин И. Техника изоритмии: теория, история // Проблемы теории западноевропейской музыки. М., 1983; Lütteken L. G. Dufay und die isorhythmische Motette. Мünster, 1993; Ars practica mensurabilis cantus... / Ed. Ch. Berktold. Мünch., 1999 (Veröffentlichungen der musikhistorischen Kommission. Bd 14).
С. Н. Лебедев.