Козловский Осип Ан­тонович

КОЗЛОВСКИЙ Осип (Иосиф, Юзеф) Антонович [1757, Варшава - 27.2(11.3).1831, Санкт-Петербург], российский композитор, статский советник. Родился в польской дворянской семье. Образование получил в капелле варшавского кафедрального собора Святого Яна, где состоял хористом и органистом. В 1773-86 учитель музыки в доме графов Огиньских (у Козловского занимался М. К. Огиньский). В 1786-96 офицер русской армии (участвовал в осаде Очакова и штурме Измаила); был зачислен в свиту князя Г. А. Потёмкина-Таврического, в 1791 переведён в Санкт-Петербург. С 1799 инспектор, с 1803 директор музыки Дирекции императорских театров (отвечая за музыкальную  организацию придворных увеселений и торжеств, руководил оркестрами, музыкальными  спектаклями, составлял программы концертов, следил за подготовкой музыкантов в театральном училище). В 1819 оставил службу.

Стиль Козловского сформировался под влиянием немецкой (К. Ф. Э. Бах) и итальянской (Дж. Сарти) раннеклассической музыки, эволюционировал под воздействием Л. Керубини и французской школы; в составе оркестра композитор по польско-русской традиции использовал роговую музыку, однако со временем отказался от неё. Героико-патриотические полонезы Козловского для оркестра и хора перекликаются с торжественным одическим стилем русской поэзии; известность композитору принёс полонез «Гром победы, раздавайся» (на стихотворение Г. Р. Державина, 1791), написанный по случаю взятия крепости Измаил. Сюита к коронации Павла I (1797) включает полонезы на темы из популярных опер Ф. Бьянки, В. А. Моцарта, Дж. Паизиелло, И. Плейеля. Полонезы Козловского, созданные или переработанные для фортепиано, сохраняли следы «чувствительного» стиля (смотри Сентиментализм), предвосхитили романтичное направление в русской фортепианной музыке («Полонез-пастораль»). В вокальной лирике (около 70 песен для голоса с фортепиано на русские, французские и итальянские тексты) выделяются 36 «российских песен» (среди них - песни в народном духе «Выйду ль в тёмный я лесочек», «Милая вечор сидела», «Прежестокая судьбина», «Где, где, ах, где укрыться»), предшествовавших русскому романсу. Центральное место в творческом наследии Козловского занимает вокально-симфоническая и театральная музыка. Им написаны Реквием на погребение польского короля Станислава Августа [1798, костёл Святой Екатерины в Санкт-Петербурге; 2-я редакция - Траурная месса (Messe Funebre) на погребение Александра I, 1826], Те Deum для двойного хора и оркестра (1827?) - редкие в русской музыке образцы этих жанров. Среди духовных сочинений Козловского - концерты «Изми мя, Господи» и «Плачу и рыдаю» для 1 или 2 хоров а капелла (1797). Как автор увертюр и музыкальных  номеров к трагедиям «Эдип в Афинах» (1804) и «Фингал» (1805) В. А. Озерова, «Владисан» Я. Б. Княжнина (1804, 2-я редакция - 1808), «Дебора» А. А. Шаховского (1810), «Царь Эдип» А. Н. Грузинцева (1811), «Эсфирь» Ж. Расина в переводе П. А. Катенина (1816), Козловский связал образы и темы классицистической трагедии с традициями русской сценической, хоровой и камерной музыки конца 18 века; углубив и расширив роль музыкально-драматического действия, композитор приблизил жанр «трагедии с музыкой» к опере, активизировал роль хора в трагедии, повысил драматургическую функцию оркестра. Увертюры и антракты Козловского подготовили почву для русского программного драматического симфонизма 19 века.

Реклама

Нотные изд.: О. А. Козловский. Реквием (клавир) / Переложение, редактор и предисл. Ю. А. Фортунатова. М., 1978; О. А. Козловский. Оркестровая музыка. Партитуры / Публ., редактор, исслед., коммент. и нотный каталог Ю. А. Фортунатова. М., 1997 (Памятники русского музыкального искусства. Вып. 11).

Лит.: Асафьев Б. В. Памятка о Козловском // Музыка и музыкальный быт старой России. Л., 1927; Прокофьев В. А. О. А. Козловский и его «Российские песни» // Там же; Бэлза И. Ф. История польской музыкальной культуры. М., 1954. Т. 1; Грачев П. В. О. А. Козловский // Очерки по истории русской музыки 1790-1825. Л., 1956; Левашева О. Е. Песни Козловского // Русско-польские музыкальные связи. М., 1963; она же. Козловский и русский классицизм // Musica antiqua Europae Orientalis. Bydgoszcz, 1972; она же. Развитие жанра «российской песни» // История русской музыки. М., 1984. Т. 2; Келдыш Ю. Полонезы Ю. Козловского // Келдыш Ю. Очерки и исследования по истории русской музыки. М., 1978; Соколова А. М. О. А. Козловский// История русской музыки. М., 1986. Т. 4; Огаркова Н. А. Козловский // Музыкальный Петербург. Энциклопедический словарь. СПб., 2000. Т. 1: XVIII в. Кн. 2; Фортунатов Ю. А. Лекции по истории оркестровых стилей. М., 2004.