Козловский Михаил Иванович

КОЗЛОВСКИЙ Михаил Иванович [26.10(6.11).1753, Санкт-Петербург - 18(30) или 16(28).9.1802, там же], российский скульптор. Родился в семье военного музыканта Адмиралтейской галерной гавани. Учился в петербургской Академии Художеств (1764-73) у Н. Ф. Жилле, А. П. Лосенко. Пенсионер Академии Художеств в Риме (1773-79), где посещал Французскую академию, пользовался советами Ж. М. Вьена, встречался с А. Р. Менгсом, изучал искусство античности и Возрождения. Работал также в Париже (1779-80; в 1788-1790 - комиссионер-советник петербургской Академии Художеств). Академик марсельской Академии изящной словесности, науки и искусства (1780) и петербургской Академии Художеств (1794).

Козловский ОсипТворчество Козловского, представителя русского классицизма, проникнуто идеями просветительства, возвышенным гуманизмом и яркой эмоциональностью. Уже в ранних произведениях (статуя «Екатерина II в образе Минервы», 1784-85; «Бдение Александра Македонского», 1780-е годы, оба - ГРМ; рельефы на исторические темы для Мраморного дворца в Санкт-Петербурге, 1787; все - мрамор) сказались стремление Козловского к уравновешенности композиции и строгой пластической форме, интерес к гражданской исторической тематике. Трагический пафос, динамика объёмов и сложность силуэта статуи «Поликрат» (гипс и бронза, 1790, оба варианта - ГРМ) напоминают скульптуру барокко. В последующие годы Козловский создаёт полные нежного изящества, прекрасные и гармоничные образы («Гименей», мрамор, 1796, ГРМ), но одновременно его увлекают изображение героев национальной истории («Яков Долгорукий, разрывающий царский указ», мрамор,  1797, ГРМ и ГТГ), аллегорическое воплощение воинской славы России («Геркулес на коне», бронза, 1799, ГРМ; «Самсон, раздирающий пасть льва» для Большого каскада в Петродворце, золочёная бронза, 1800-02; группа похищена германскими оккупантами в годы Великой Отечественной войны, воссоздана в 1947 В. Л. Симоновым при участии Н. В. Михайлова).

Реклама

Важнейшим произведением Козловского стал памятник А. В. Суворову для Санкт-Петербурга (бронза, 1799-1801) - обобщающий образ идеального полководца, отмеченный собранностью и динамичностью, великолепно найденным пространственным построением (первоначально - на Царицыном лугу, с 1820 - на нынешней Суворовской площади). Автор ряда надгробий, портретов-бюстов и декоративных работ. Преподавал в петербургской Академии Художеств (профессор с 1794); среди учеников - С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский, И. И. Теребенёв.

Лит.: Каганович А. М. И. Козловский: Альбом. М., 1959; Петров В. Н. М. И. Козловский. М., 1977; Рязанцев И. В. Новое о творчестве М. И. Козловского // Советская скульптура. Сб. статей. М., 1984. [Вып. 8].