Кабардино-черкесская литерату­ра

КАБАРДИНО-ЧЕРКЕССКАЯ ЛИТЕРАТУРА, литература на кабардино-черкесском языке. Представлена самостоятельными литературными традициями двух народов: кабардинцев и черкесов.

История литературы кабардинцев (которые вместе с черкесами, абазинами и адыгейцами составляют этническую общность адыгов, имеющих общие фольклор и художественную культуру) восходит к просветительской деятельности (в 1-й половине 19 века) Ш. Б. Ногмова - составителя грамматики кабардинского языка, собирателя кабардинского фольклора и переводчика на родной язык русских, арабских и турецких поэтов. После создания кабардино-черкесской письменности (1923-24) началось формирование современной литературы; её основоположник - А. А. Шогенцуков. На первом этапе развития литературы кабардинцев доминировала поэзия (Б. М. Пачев, Т. М. Борукаев, П. Д. Шекихачев). В 1930-е годы появились первые прозаические и драматические произведения (З. А. Аксиров, М. А. Афаунов, С. М. Кожаев, З. Б. Максидов, Дж. М. Налоев). В середине 20 века расцвет переживает революционно-публицистическая и лирическая поэзия (А. П. Кешоков, Б. И. Куашев, А. О. Шогенцуков, А. К. Шомахов, А. А. Хавпачев). В 1950-е годы современная проблематика осваивалась в произведениях молодых поэтов Ф. Г. Балкаровой и З. М. Тхагазитова. В прозе середины 20 века (Х. Хавпачев, А. О. Шогенцуков, Кешоков) преобладают рассказы и очерки; появляются первая социально-психологическая повесть («Аслан» Х. И. Теунова, 1941), первый кабардинский роман («Горцы» А. Т. Шортанова, части 1-2, 1954-75). В этот же период активно развивалась драматургия (З. Аксиров, С. Х. Кушхов, П. Т. Мисаков, М. М. Тубаев, А. Шортанов, А. Шомахов). С 1960-х годов в качестве ведущего эпического жанра утвердился исторический роман («Вершины не спят» Кешокова, книги 1-2, 1960-66). Среди писателей последней четверти 20 века - прозаики М. Эльберд, Т. Адыгов, Х. Бештоков, С. Мафедзев; драматурги Б. Утижев, М. Кармоков; поэты Л. Губжоков, А. Бицуев, Р. Ацканов.

Реклама

Литература черкесов развивается с 1920-х годов, когда появились первая черкесская газета «Адыгэ псаукlэ» («Черкесская жизнь», с 1924), первые буквари, учебники и книги на черкесском языке; началась запись черкесского фольклора. Её родоначальники - Х. К. Абуков, М. П. Дышеков, С. Темиров, И. Амироков, А. Тлюняев, К. Карданов. В 1930-е годы разрабатывались главным образом прозаические жанры - рассказ, повесть, а также роман («На берегах Зеленчука» Абукова, 1930, - первый черкесский роман; «Зарево» Дышекова, 1934). Становление поэзии ознаменовано выходом коллективного сборника «Стихи молодых поэтов Черкесии» (1939; участники - М. Х. Ахметов, Х. Х. Гашоков, А. Охтов, М. Охтов, К. Унежев). В 1960-е годы дебютировали поэты А. Ханфенов, В. Абитов, А. Аков, Р. Хахандуков и др. С выходом в свет 1-й книги исторической трилогии «Отец и сын» Гашокова (1959-68) начался новый этап в развитии черкесской прозы: исторические темы претворены в трилогии «Фатимат» Ц. Коховой (1963-70), романах В. Абитова, М. Ахметова, Х. Братова («Жестокость», 1994), Ф. Хабекировой.

Лит.: Бекизова Л. А. Черкесская советская литература. Ставрополь, 1964; она же. Черкесская литература // Литературы народов России. XX в. М., 2005; Хашхожева Р. Х. Адыгские просветители XIX - начало XX в. Нальчик, 1993; Мусукаева А. Х., Тхагазитов Ю. М. Кабардинская литература // Литературы народов России. XX в. М., 2005; Писатели Кабардино-Балкарии. XIX - конец 80-х гг. XX в.: библиографический словарь. Нальчик, 2003.

С. У. Алиева.