Кабаре

КАБАРЕ (французский cabaret - кабак, кабачок), первоначально литературно-художественный клуб (кафе, театр), в котором устраивались представления с участием поэтов, актёров, музыкантов и др. Первое кабаре («Гидропаты», создано писателем Э. Гудо) появилось в 1878 году в Латинском квартале Парижа как клуб студенческого сообщества. Самое известное кабаре «Ша нуар» («Чёрный кот», 1881) открыто на Монмартре парижской богемой, приверженцами символизма во главе с художником Р. Сали. «Ша нуар» оформляли живописцы Т. Стейнлен, А. Вийота, карикатурист Каран д’Аш. Программа состояла из поэзии новой волны, лирических и гротескных песен, музыкальных импровизаций, пародийных кукольных обозрений, исполняемых, как правило, самими авторами; номера связывались импровизированными каламбурами, ироническими репликами, объединяя зрителей за столиками и исполнителей на подмостках. Индивидуальная манера выступлений Сали послужила истоком самостоятельного жанра - конферанса. В «Ша нуар» выступали выдающиеся шансонье И. Гильбер и А. Брюан (открывший К. «Мирлитон» в 1885). В 1896 году Брюан открыл в Париже «Кабаре убийц», в начале 20 века получившее название «Ловкий кролик» и ставшее главным местом встреч поэтов и художников авангардного направления.

Реклама

Кабаре К рубежу 19-20 веков кабаре распространились по всей Европе в двух разновидностях: как литературно-художественные клубы молодых авангардистов и как небольшие интимные театры с оригинальной программой, нередко сближавшейся с варьете. К последнему типу принадлежит большинство кабаре в Австрии и Германии (в том числе берлинские - «Голодный Пегас», 1901, «Седьмое небо», 1902, и многие др.). Наиболее значительное - «Пёстрый театр» (Берлин, 1901), охарактеризованное его основателем литератором и либреттистом Э. фон Вольцогеном как «Überbrettl» («сверхподмостки»). Политические шутки и социальная сатира скетчей перемежались эротическими песенками и пантомимой, которые объединял конферансом сам Вольцоген. К первому типу принадлежат берлинское кабаре «Шум и дым» (1901), созданное М. Рейнхардтом, мюнхенские «Одиннадцать палачей» (1901) Ф. Ведекинда, «Неопатетическое кабаре» (1910) экспрессионистов К. Хиллера и Э. Унгера, «Симплициссимус» (1912), «Летучая мышь» (1907) в Вене, которую открыли представители венского Сецессиона О. Кокошка, Г. Климт, П. Альтенберг, кабаре дадаистов «Вольтер» в Цюрихе (1916), парижское кабаре «Бык на крыше» Ж. Кокто и др.

В остроумных пародийных импровизациях радикальная художественная молодёжь высмеивала официозное искусство и натурализм, издевалась над современными политиками и самодовольством буржуа, дискутировала о новых путях искусства. В кабаре, организованном Кокто, звучал джаз. «Шум и дым» Рейнхардта вскоре превратился в театр нового направления - «Малый театр». В 1920-х годах в Европе стали в большом количестве появляться коммерческие развлекательные кабаре, но одновременно (преимущественно в Германии, на волне леворадикальных общественных движений) получили развитие политические кабаре («Дикая сцена» Т. Хестерберг, 1921; «Кабаре комиков» М. Валентина, 1924; «Катакомбы», 1929, все - в Берлине). В «Кабаре комиков» Б. Брехт исполнял «Балладу о мёртвом солдате», в «Катакомбах» пели революционные песни Э. Буш и Х. Эйслер, разыгрывали пародии на фашистские военные фильмы. В годы гитлеровской диктатуры политические кабаре были закрыты, многие кабаретьеры эмигрировали или подверглись репрессиям.

В современной мировой индустрии развлечений термин «кабаре» закрепился за маленькими театрами со столиками, с программой из эстрадных номеров различных жанров и стриптизом.

В России кабаре во многом опиралось на собственную традицию 19 века: литературные кофейни, домашние салоны, театральные «капустники», собиравшие актёров на великопостные пародийные вечера, из которых возникло в Москве первое кабаре - «Летучая мышь» (1908). В отличие от Европы, кабаре в России создавала художественная элита. Так, среди организаторов «Летучей мыши» - корифеи МХТ В. И. Качалов, О. Л. Книппер-Чехова, И. М. Москвин, В. В. Лужский и др. (во главе с Н. Ф. Балиевым), в пародийных вечерах принимали участие К. С. Станиславский, Вл. И. Немирович-Данченко.

Санкт-Петербургские кабаре «Лукоморье» (1908) основали В. Э. Мейерхольд, М. В. Добужинский, А. Н. Бенуа, М. М. Фокин и др., «Кривое зеркало» (1908) - А. Р. Кугель, Н. А. Тэффи, А. Т. Аверченко и др., «Бродячую собаку» (1912) - А. Н. Толстой, Н. Н. Евреинов, С. Ю. Судейкин, М. А. Кузмин, Б. К. Пронин. Для деятелей русского искусства кабаре стали не только местом весёлого времяпрепровождения, но и своеобразной художественной лабораторией. В «Лукоморье» Мейерхольд осуществил экспериментальную постановку по Э. По «Последний из Уэшеров» в приёмах «неподвижного» театра; в «Доме интермедий» (1910, руководители Пронин и М. М. Бонч-Томашевский, Санкт-Петербург) поставил пантомиму «Шарф Коломбины» по А. Шницлеру - Э. фон Донаньи и «Обращённый принц» по пьесе Е. А. Зноско-Боровского в манере народного театра. В кабаре «Весёлый театр для пожилых детей» (1909) Евреинов поставил свою пьесу «Весёлая смерть», Ф. Ф. Комиссаржевский - «Черепослов, сиречь Френолог» Козьмы Пруткова.

Кабаре В годы Октябрьской революции 1917 и Гражданской войны 1917-22 артистические кабаре прекратили существование. НЭП вызвал к жизни новую волну кабаре. В них выступали актёры распавшихся театров, формировалось новое поколение творческой молодёжи. Программы состояли из сценок, скетчей, старых и новых пародий, эстрадных номеров, объединённых конферансом. В кабаре «Нерыдай» (1921, руководитель А. Д. Кошевский, Москва) старинные романсы, которые пел под гитару В. Н. Давыдов, соседствовали с куплетами на злобу дня Р. В. Зелёной. Здесь начинал конферировать М. Н. Гаркави, который вместе с М. И. Жаровым исполнял куплеты Н. Р. Эрдмана. В «Коробочке» (1921, Москва) его владелец Б. С. Борисов исполнял песни и романсы, играл в обозрении Р. Менделевича «Олимпийцы в Москве». В «Балаганчике» (1921, Петроград) Кошевского и режиссёра Н. В. Петрова (под псевдонимом Коля Петер он конферировал в «Привале комедиантов», Петроград) ставили пародии на модные в те годы детективы и спектакли рабочей самодеятельности. В программе московского кабаре «Павлиний хвост» (1922, руководитель В. Ф. Торский) бывшие балиевские актёры Л. Н. Колумбова, Т. С. Оганезова наряду с вокальными сценками старого репертуара «Летучей мыши» исполняли песню о новой пролетарской действительности «Кирпичики». В Киеве (1919) и Москве (1922) работало кабаре «Кривой Джимми» (руководитель К. А. Марджанишвили, позднее - конферансье А. Г. Алексеев), где ставили танцы К. Я. Голейзовский и Н. М. Фореггер. С завершением эпохи НЭПа кабаре прекратили существование. В 1989 году режиссёр, автор и конферансье Г. Е. Гурвич, в течение многих лет руководивший «капустниками» Дома актёра в Москве, предпринял попытку возродить жанр кабаре. В честь первого русского кабаре новый театр получил название «Летучая мышь» (существовал до 2001). Программы, состоявшие из пародийных и оригинальных номеров, объединённых конферансом самого Гурвича, впоследствии оформились в целостные спектакли со сквозным сюжетом, хотя и сохраняли дивертисментную структуру; «Я степую по Москве» (1991), «Сто лет кабаре» (1994), «Это шоу-бизнес» (1996) и др.

Лит.: Rainer О., Rosier W. Kabarettgeschichte. 2. Aufl. В., 1981; Уварова Е. Эстрадный театр: миниатюры, обозрения, мюзик-холлы (1917-1945). М., 1983; Тихвинская Л. Кабаре и театры миниатюр в России (1908-1917). М., 1995.

Л. И. Тихвинская.