Кабардинцы

КАБАРДИНЦЫ (самоназвание - адыгэ), народ группы адыгов, основное население Кабардино-Балкарии (Россия). Живут главным образом в её равнинной и предгорной части (составляют большинство населения Чегемского, Урванского, Лескенского, Терского, Зольского, Баксанского районов и города Нальчик). Компактно проживают также в посёлках Ходзь, Блечепсин и Кошехабль, Кошехабльского и посёлке Уляп Красногвардейского районов Адыгеи; после постройки крепости Моздок (1763) - в Моздоке и Моздокском районе Северной Осетии (около 8 тысяч человек - 2007, оценка; по переписи 2002 - 2,9 тысяч человек) и прилегающем Курском районе Ставропольского края (около 10 тысяч человек; по переписи 2002 - 6,6 тысяч человек) - моздокские адыги (маздагу адыга). Численность в России 520 тысяч человек, в том числе в Кабардино-Балкарии 498,7 тысяч человек (2002, перепись). Живут также в Турции, Сирии, Иордании (называются там «адыгами», «черкесами»), в странах Европы, Африки и Америки. Общая численность 580 тысяч человек (2008, оценка). Говорят на кабардино-черкесском языке.

96,8% говорит также по-русски. Верующие - в основном мусульмане-сунниты ханафитского мазхаба; моздокские кабардинцы - православные.

Реклама

Кабардинцы Восходят к одному из подразделений адыгского населения Центрального Кавказа, отождествляемого с  восточной ветвью касогов. Далёкими предками кабардинцев можно считать хебаров, упоминаемых в «Истории» Мовсеса Хоренаци в 5-7 века. По другой версии, их предки переселились в 13-14 века с Западного Кавказа. С 15-16 века кабардинцы («кабардинские черкесы») известны в составе «пятигорских черкесов», доминировавших в горах и степных предгорьях от Лабы (левый приток Кубани) до низовьев Терека.

Традиционная культура, общая с другими адыгскими народами, типична для народов Кавказа (смотри в статье Азия). Основные традиционные занятия - пашенное земледелие и отгонное скотоводство. Разводили лошадей, крупный рогатый скот, овец (грубошёрстная курдючная порода), коз. Знаменита кабардинская порода лошадей с двумя главными разновидностями - шагди и шолох, приспособленными к различным формам ведения боя. Традиционно как тягловые животные применялись волы. Со 2-й половины 19 века лошадей стали также запрягать в подводы и появилось их разделение на ездовых (уанэш) и тягловых (шыгуш). Перегон скота и его содержание на горных пастбищах регулировались обычным правом с чётким распределением ролей.

Основная сельскохозяйственная культура - просо, с 17-18 веков распространяются также пшеница и кукуруза. До начала 20 века господствовало переложное земледелие. Пахали тяжёлым плугом (пхааша), который был заимствован другими народами Северного Кавказа под названием кабардинского, или черкесского, плуга. Плужная упряжка (вэрэвий) состояла обычно из 8 волов. Малые семьи объединялись в супрягу (дзей). Было развито пчеловодство (мёд и воск были важнейшими статьями черкесского экспорта). Традиционные ремёсла - плетение циновок из камыша, изготовление сукон (широко известны кабардинские бурки), золотошвейное и ювелирное дело, изготовление холодного и огнестрельного оружия (в 17 веке кабардинские оружейники были приглашены в Москву царём Алексеем Михайловичем), резьба по дереву (круглые треножные столики ана, посуда, детали жилища и др.) и камню (надгробия, украшенные родовой тамгой).

Кабардинцы Традиционные поселения (куажэ) имели разбросанную планировку и состояли в среднем из 100 дворов. В центре находились площадь для собраний с мечетью и кладбище. В 1865-68 годах русской администрацией было проведено укрупнение кабардинских поселений (куажэзахохус - загон селений в одно место): из 126 посёлков, сохранившихся после Кавказской войны, осталось 44; жители старых поселений образовывали на новом месте кварталы (хабла) с мечетью и кладбищем, получавшие отдельное название; кварталы делились на патронимические участки, ранее обносившиеся стеной. Усадьбу (пщантэ) населяла большая патриархальная семья (унагошхо зэхэс), насчитывавшая со слугами (лагоноут, унаут) до 60 человек. Усадьба включала гостевой двор с кунацкой (хачеш).

Жилище (унэ) турлучное с камышовой крышей и двумя входами: для мужчин (гупэбжа) - со стороны фасада и для женщин (хэгогубжа, шыгогушхагубжа) - с противоположной стороны. В доме (унашхо) жили родители с несовершеннолетними детьми. Для совершеннолетних детей строились отдельные помещения (для сыновей - лагуна, для дочерей - пшашагуна). В конце 19 - начале 20 века получили распространение длинные дома (уначих) с унашхо в центре; помещения для малых семей имели отдельные входы; вдоль дома шёл навес на столбах. Помещение отапливалось очагом с дымарём у входа. За очагом помещалась почётная часть дома (жанта) с хозяйской кроватью (с высокими резными стенками с трёх сторон), устланной коврами или циновками; у очага висел молитвенный коврик (намазлык), заднюю стену занимали полки с парадной посудой и хозяйственной утварью. Ели за маленькими трёхногими столиками, которые в остальное время висели на стене.

Кабардинцы Мужская одежда - штаны, заправленные в войлочные и кожаные ноговицы, бешмет (каптал), черкеска (цей), бурка, папаха (в конце 19 - начале 20 века - конусообразная, с 1930-х годов - расширяющаяся кверху), башлык. Женщины носили шаровары (гуэншэдж) и рубаху (джанэ); тёмно-красный, чёрный или синий кафтанчик (чикгрыб) с серебряными и золотыми украшениями: нагрудниками (чику), наплечниками (даматетл), цепочками (бларипс), бубенцами по бокам (ланыко чику); распашное платье (босцей) с серебряным или золотым поясом (бгырыпх). Для знатной девушки считались красивыми тонкая талия и плоская грудь, поэтому после 10-12 лет носили корсет (коншыба) с деревянными пластинами, который не снимали ни днём, ни ночью (его снимал жених в первую брачную ночь). Молодые женщины носили высокую шапку, украшенную золотом (дышапыа, буквально - золотая шапка); после рождения первого ребёнка голову повязывали тёмным платком (концы пропускали сзади под косами и затем завязывали особым узлом на темени) и сверху - светлой шалью. Традиционная одежда бытовала до середины 20 века, затем сохранялась как праздничная (свадебная), с начала 21 века возрождается как нарядный костюм.

Основная пища - густая каша из проса (паста) или кукурузной муки (мамалыга), лепёшки из кукурузной муки, варёная (часто - цельной тушей бгуэ) или жаренная на вертеле баранина, куриное мясо, сыр, приправы из чеснока, кислого молока и муки. Кабардинцы не едят свинину, грибы, мало употребляют рыбу, зелень, пряности. Праздничный напиток - буза (маххсыма) из просяной муки.

Кабардинцы Во главе семьи стоял старший мужчина (унэ тхамада). Никто из членов семьи не мог сесть с ним за один стол, за исключением внуков и правнуков, воспитание и первичная социализация которых (шангаса, гасапатхыда) лежали на тхамаде. Его жена (уна гуаша - «княгиня дома») считается главой женской половины семьи, может более тесно и непринуждённо общаться с детьми и невестками. Система терминов родства бифуркативно-линейного типа с обилием описательных конструкций. Сиблинги обозначаются одним термином с добавлением показателей пола. Семьи объединяются в патрилинейные кланы (лапк) и патронимии (заунакош), владеющие родовыми знаками (тамга). Формальный глава клана - старший в роду мужчина, выделяется также реальный управляющий делами клана (лапк унафаш). Каждый человек должен знать свою родословную до 7-го колена, называя имена 7 предков по отцовской линии снизу вверх (адацибл) или сверху вниз (тлаужибл). Почитают также родственников с материнской стороны (анэш). По матери определялась сословная принадлежность человека. Специально выделяется узкий круг ближайшей родни (лы - плоть, зэл - единая, общая плоть) и свойственников (блага). С конца 20 века проводятся съезды (лапк зауча), издаются газеты отдельных родственных объединений и т.п.

Традиционная идеология кабардинцев основана на этике воинов-уорков (уэркъыгъэ), в центре которой - понятие рыцарской чести (уэркъ напэ). Сохранялись обычаи родовой экзогамии, аталычества, куначества.

Был чрезвычайно развит обряд гостеприимства. Кровная месть часто заменялась выкупом (тлиуаса - плата за кровь) или установлением отношений фиктивного родства: усыновлением убийцы родом убитого или воспитанием родом убийцы ребёнка, похищенного из рода убитого.

Кабардинцы Брак осуществлялся через сватовство, похищение или имитацию похищения невесты. Невеста часто жила несколько недель во временном жилище (тешараш) у друзей жениха, после чего её торжественно привозили в дом родителей и устраивали свадьбу (хаготлиго); в течение этого периода жених и невеста избегали встреч с родственниками, друг с другом виделись только ночью тайком под охраной дружки (шаокот). Завершался свадебный цикл вводом невесты в дом жениха и её знакомством с его женской роднёй.

Сохраняются домусульманские верования и пантеон: бог-творец Тхашхо, божество плодородия Тхагаледж, покровитель охоты Мазитха, молнии - Шибле, покровитель воинов и путешественников Зекутха, кузнецов - Тлепша и др.; элементы христианских культов - Девы Марии, мученика Георгия, Илии-пророка. До 19 века почитался Святой Крест; бытовали обряды вызывания дождя, жертвоприношения.

Устное творчество типично для всех адыгских народов, близко другим народам Северного Кавказа и частично Закавказья (абхазы, грузины). Нартский эпос исполняется речитативом, с инструментальным сопровождением или без него. Для песенного стиля характерно двухголосие: пение солиста на фоне хорового бурдона (ежу). Широко распространена традиция кругового застольного пения. Хороводные (уджи), медленные парные (кафа), быстрые сольные и парные (мэздагу, исламей) танцы сопровождались звучанием инструментального ансамбля, нередко также пением. Танцы устраивались в соответствии со строгим порядком: девушки и парни становились двумя рядами друг против друга, причём у парней был свой распорядитель (щала хатияко), у девушек - распорядительница (пшаша хатияко). По указанию главного руководителя танцев (джагупш, хатияко), стоявшего в центре круга с жезлом в руке, выводили солистов - парня и девушку. На каждом празднике группа пожилых мужчин выбирала «королеву красоты» (пшаша даха).

Лит.: Студенецкая Е. Н. Кабардинцы и черкесы // Народы Кавказа. М., 1960. Т. 1; Гарданов В. К. Общественный строй адыгских народов (XVIII - первая половина XIX в.). М., 1967; Мамбетов Г. Х. Материальная культура сельского населения Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1971, Кантария М. В. Из истории хозяйственного быта Кабарды. Тб., 1982 (на грузинском языке); Кажаров В. Х. Традиционные общественные институты кабардинцев и их кризис в конце XVIII - первой половине XIX в. Нальчик, 1994; Бгажноков Б. Х. Адыгейская этика. Нальчик, 1999.               

Б. Х. Бгажноков.