Качча
КАЧЧА (итальянский caccia, буквально - охота), итальянский светский музыкально-поэтический жанр эпохи арс нова. Воссоздаёт сцены охоты, рыбалки, ярмарки (с характерной звукоизобразительностью - лай собак, пение кукушки, выкрики торговцев и т.п.), которым нередко придаётся аллегорический любовно-эротический смысл. Поэтическая форма строится как свободное чередование рифмованных строк различной длины. Каччи трёхголосны: 2 вокальных голоса излагаются в виде канона в приму (типично большое расстояние между пропостой и риспостой), третий (равноправный мелодический голос) - инструментальный. Подобно мадригалу 14 века, музыкальная форма каччи может содержать 2-й раздел - ритурнель (также канонический).
Быстрый темп, мелизматика, вставки гокетной техники требуют от исполнителей виртуозного мастерства. Музыку каччи писали Герарделло Флорентийский, Лоренцо Флорентийский, Франческо Ландини; тексты - Джованни да Каша, Никколо Сольданьери, Франко Саккетти. Французский аналог каччи (встречается в ту же эпоху, но значительно реже) - трёхголосная шас (chasse - охота). Представляет собой трёхголосный вокальный канон в приму (с небольшим расстоянием вступления голосов). По содержанию французская шас близка к пастурели. Канон в сочетании с звукоизобразительностью встречается и в других жанрах позднего периода французского арс нова (например, анонимное виреле «Or sus vous dormes trop» - «Ну и долго же вы спите»).
С. Н. Лебедев.