Качество труда

КАЧЕСТВО ТРУДА, системная характеристика конкретных видов труда, определяемая совокупностью физических, интеллектуальных, культурных, образовательных, квалификационных, профессиональных и других качеств рабочей силы. Эти характеристики обеспечивают возможность удовлетворять требования к сложности, напряжённости, интенсивности труда со стороны общества и к конечным результатам труда, его значимости. Чем выше качество труда, тем выше эффективность удовлетворения требований к труду и результатов труда. На качество труда в ещё большей мере влияют такие количественно не измеряемые характеристики, как творческие способности, профессиональные навыки, предприимчивость, мобильность. В современной экономике качество труда определяется, прежде всего, через понятия «дисциплина» и «отношение к работе». Качество труда включает не только объективные, измеряемые характеристики, но и субъективные, количественно не измеряемые (например, тип набора навыков, требуемых от работников определённой организации). Качество труда зависит, прежде всего, от уровня образования и обучения рабочей силы, а также от телосложения, здоровья. Специальные исследования показали, что рост уровня жизни в 20 веке, наряду с достижениями медицинской науки и возросшей доступности медицинских услуг, значительно улучшил физические  данные работника.

Реклама

В ходе промышленной революции и развития индустриальной экономики менялись критерии качества труда и понятия его эффективности. В первой концепции научного управления трудом Ф. У. Тейлора (смотри Тейлоризм), возникшей в начале 20 века, рост качества труда связывался со стандартизацией работы, стимулирующим воздействием заработной платы, планированием, организацией и учётом труда работника. В 1960-е годы появилась теория американского социолога Д. МакГрегора о важности для работника самого труда, который предполагает широкое распространение творчества и воображения, хотя работа на производстве не позволяет раскрыться этим качествам полностью. В 1970-е годы сформировалась концепция качества трудовой жизни, подчёркивающая важность обогащения содержания труда и влияния на него качества жизни в целом. Во 2-й половине 20 века Т. У. Шульц и Г. Беккер сформулировали теорию человеческого капитала, ставшую в 1980-2000-е годы преобладающей концепцией. Инвестиции в этот капитал как запас знаний, навыков и мотиваций увеличивают в будущем доходы от труда. Многочисленные следствия этой теории для критериев и параметров труда разного качества становятся ещё более важными в постиндустриальном, инновационном обществе. При этом природные способности человека можно рассматривать как стартовый человеческий капитал. Если Шульц в своей модели рассматривал влияние качества труда через образование на рост национального дохода, то в модели американского экономиста Э. Денисона вклад образования реализуется только через повышение качества труда.

У современных обществ, не имеющих длительной истории культурных учреждений и функционирующих институтов, усилиями которых обеспечивается качество формального и неформального образования, являющегося вкладом в качество труда, менее оптимистические прогнозы развития. Квалификация, характеризующая труд в рамках определённой работы, может быть приобретена не только с помощью формального образования, но и через неформальное обучение и опыт, для чего, однако, требуются длительные отрезки времени. Изменения в качестве труда, достигаемые таким путём, значительно глубже, чем получаемые в результате кратковременных образовательных реформ или профессиональной и квалификационной переподготовки. В современных развитых экономиках проблема стандартов качества труда остаётся дискуссионной, но, поскольку понимание качества труда абсолютно необходимо для оценки влияния аутсорсинга рабочей силы, очень важно выработать общий инструмент для измерения этого качества.

Качество труда как совокупность потенциальных свойств рабочей силы играет определяющую роль на рынке труда, как для нанимателя, так и для самого обладателя способности к труду. О качестве труда можно говорить как по отношению к труду по самообслуживанию, включая трудовые обязанности в семье, так и к общественно организованному труду. В современном обществе границы этих типов труда становятся более размытыми. Например, качество «семейного» труда также растёт по мере насыщения семьи, домохозяйства всё более функциональной техникой и перенесения части этого типа труда во вне пространства обитания индивида, семьи. Высокое качество труда, требуемое от высшего управленческого персонала предприятий, фирм, привело к тому, что властно-управленческие функции выполняют не только собственники, но и наёмные работники, которым ранее были свойственны только исполнительские функции.

В современной экономике качество труда, как показал Дж. Б. Кларк (2006), является главным стимулом для притока капитала, ведущего к экономическому процветанию, а такое качество труда, как его эффективность, объясняет и значительную дифференциацию в заработной плате работников. Объективно существующие различия в качестве труда минимизируют угрозу аутсорсинга дешёвой рабочей силы в развитые страны в долгосрочной перспективе. Это также объясняет притягательность американской экономики, где сосредоточены самые высококвалифицированные рабочие места, «перемещённые» туда компаниями со штаб-квартирами в других странах: по прогнозам, аутсорсинг может коснуться от 1,5 миллионов до 5,4 миллионов рабочих мест (от 1,5 до 5% от числа занятых в американской экономике). Качество труда находится в центре современных дискуссий: о дешёвой рабочей силе как причине перемещения капитала и основного фактора успеха аутсорсинга; о выборе приоритетов государственного регулирования - установление пределов трудовой миграции, способствование или препятствование аутсорсингу или влияние на качество, включающее отношение к труду индивида и его навыки. Западные экономисты считают, что понимание категории качества труда помогает лучше противостоять возможным негативным последствиям аутсорсинга и иммиграции, если ограничение трудовых потоков будет связано с качеством рабочей силы.

В России качество труда длительное время, включая 1990-е годы, трактовалось, прежде всего, в связи с принципом распределения по затратам труда. В 1990-е годы Б. М. Генкин предложил назвать труд без элементов творчества и новизны регламентированным (α-трудом), а труд, связанный с созданием новых благ, - новационным, творческим (β-трудом). При этом α-труд может быть не только физическим, но и умственным. Различия в качестве этих двух видов труда приводят к различию их вклада в рост ВВП: за счёт увеличения продолжительности времени труда, интенсивности и численности работающих в случае α и при неизменных или даже уменьшающихся затратах труда и снижении интенсивности в случае β. Продолжает сохраняться и нерыночный способ измерения качества труда с помощью тарифной системы, позволяющей дифференцировать заработную плату.

Лит.: Denison Е. F. Sources of economic growth in the United States. N. Y., 1962; Эренберг Р. Дж., Смит Р. С. Современная экономика труда. Теория и государственная политика. М., 1996; McConnell С. R., Brue S. L., Масpherson D. А. Contemporary labor economics. 6th ed. Boston, 2003; Clark G. А farewell to alms: А brief economic history of the world. Princeton, 2007.

А. А.Ткаченко.