Каденция

КАДЕНЦИЯ (итальянский cadenza, от латинского cadens, родительный падеж cadentis - падающий, оканчивающийся),

1) гармонический или мелодический оборот, завершающий музыкальное  построение. Называется также кадансом (французский cadence). В мажорно-минорной тональности (с 17 века) в каденции обычно сочетаются метроритмическая опорность (например, метрический акцент в 4-м или 8-м такте простого периода) и остановка гармонического движения на тонике (Т), доминанте (D), иногда на субдоминанте (S). Полные каденции (с окончанием на Т) могут быть совершенными (Т в мелодическом положении примы, в тяжёлом такте, после D или S, в основном виде, а не в обращении) и несовершенными (если хотя бы одно из этих условий не соблюдается). На гранях построений возможны также половинные каденции (с окончанием на D, редко S) и прерванные (избегание ожидаемой остановки на тонике):

Каденция

По функциональному составу различают каденции автентические (D и Т) и плагальные (S и Т), по местоположению в музыкальной  форме - срединные, заключительные и дополнительные. Каденция, совпадающая с началом следующего построения, называется вторгающейся. Классификация видов каденции принадлежит Ж. Ф. Рамо, который теоретически обосновал систему гармонии через анализ её ядра - автентической каденции. Особый вид заключительной каденции в музыке 17-18 века - фригийская каденция (остаток ренессансного фригийского лада; смотри Церковные лады). В музыке 20 века смысловой эффект каденции может достигаться средствами новой гармонии.

Реклама

Каденция

Гармоническому типу каденции исторически предшествовали монодические каденции: в средневековой псалмодии - медиация (латинский mediatio, срединная каденция) и терминация (латинский terminatio, заключительная каденция); в светской музыке позднего Средневековья (балладах, баллатах, ле, виреле) - открытая (французский ouvert, итальянский aperto) и закрытая (французский clos, итальянский chiuso). В многоголосной музыке позднего Средневековья и Возрождения (до 17 века) применялись модально-гармонические каденции (смотри Модальность в музыке и иллюстрация 1 к статье Гармония), из них наиболее характерная и узнаваемая - готическая каденция (термин М. А. Сапонова). В музыкальных  композициях прослеживается каденционный план с остановками на местных устоях - ступенях диатонического звукоряда.

Каденция

2) Виртуозное соло в вокальной пьесе (арии) или инструментальном концерте (фантазия на темы концерта). Первоначально каденции импровизировались исполнителями, с конца 18 века записывались самими композиторами (начиная с концертов В. А. Моцарта и Л. ван Бетховена). Новые каденции к классическим концертам сочинялись и в 19-20 веках (каденции Бетховена, И. Н. Гуммеля, Ш. Гуно, И. Брамса, К. Рейнеке, Н. И. Голубовской, А. Г. Шнитке и др. к концертам Моцарта).

Лит.: 1) Casella А. L’Evoluzione della musica а traverso la storia della cadenza perfetta. L., 1924; Риман Г. Систематическое учение о модуляции... М., 1929; Eberlein R. Kadenzwahrnehmung und Kadenzgeschichte: ein Beitrag zu einer Grammatik der Musik. Fr./М.; N. Y., 1992. Смотри также литературу при ст. Гармония.

2) Бадура-Скода Е., Бадура-Скода П. Интерпретация Моцарта. М., 1972; Whitmore Р. Unpremeditated art: the cadenza in the classical keyboard concerto. Oxf.; N. Y., 1991.

Ю. Н. Холопов, С. Н. Лебедев.