Кадирийя

КАДИРИЙЯ, суфийское братство, основанное в середине 13-14 веках на территории Ирака потомками Абд аль-Кадира алъ-Джилани и названное его именем. Входит в число 12 материнских братств, возводящих свою духовную генеалогию (сильсиля) к Мухаммеду, в зависимости от ветви - через Али ибн Аби Талиба или Абу Бекра. Суннитская по взглядам, кадирийя следует восходящей к Джунайду рационалистической школе суфизма. Члены братства приписывают его создание самому Абд аль-Кадиру, хотя он скончался за 200 лет до появления первых общин кадиритов.

КадирийяКадирийя никогда не была единой, включая множество разнородных групп, объединённых именем Абд аль-Кадира - святого и заступника, согласно общей кадиритской традиции, продолжающего руководить братством через посредников. Часть групп кадирийи обожествила его. Социальный состав кадирийи был и остаётся пёстрым. В кадирийи нет обязательного для всех членов особого мистического «пути» и соответствующей ритуальной практики его прохождения, общим является приём в члены братства от имени Абд аль-Кадира. Кадирийя практикует коллективные радения (сама, хадра, лейлия), тихий и громкий зикр. Кадириты носят на голове маленькие войлочные шапки с эмблемой кадирийи - зелёной розой с тремя рядами лепестков. Главный праздник - ежегодные торжества в честь Абд аль-Кадира. Организационная основа кадирийи - самостоятельная обитель (ханака, рибат, завия, текке), руководство которой по традиции переходит по наследству. Центральная обитель кадирийя находится в Багдаде. В неё входят медресе, укрепление с общежитием суфиев (рибат) и мечеть, возведённая над могилой Абд аль-Кадира.

Реклама

История распространения кадирийи по мусульманскому миру начинается с 14 века. Первые общины кадирийи появились в Ираке и Сирии, затем в Йемене, откуда в 18 веке братство проникло в Индонезию, а к 20 веку - на полуостров Малакка. В 15 веке обители кадирийи возникли в Ливане, Палестине, Египте и Хиджазе, в 16 веке - в Магрибе и Чёрной Африке (на территории современных Судана, Сенегала, Гвинеи, Нигера). Основание османской ветви кадирийи связывают с деятельностью Исмаила Руми (умер в 1631 или 1643). В Турции эта ветвь была очень активной и многочисленной. В конце 19 века в Стамбуле действовали 33 обители-текке. В Иране кадирийя не получила распространения, но в Курдистане сложились 3 влиятельные ветви братства. В ряде регионов оно приобрело политический вес. В Судане и Алжире 19 века его шейхи участвовали в вооруженном сопротивлении европейским колонизаторам [смотри Абд аль-Кадир (1808-83)]. На российском Северо-Восточном Кавказе, где отдельная ветвь кадирийи появилась в середине 19 века благодаря проповеди Кунта-хаджи, деятельность кадиритов (названных русскими наблюдателями зикристами) отличалась пацифизмом, за что их преследовал Шамиль.

Особенно сильны позиции кадирийи в Западной и Северной Африке, Судане, Ираке и Пакистане (группы кадирийи в двух последних признают главу центральной обители в Багдаде главой всего братства). В России общины кадирийи есть среди мусульман Чечни, Ингушетии и Северного Дагестана.

Лит.: Шиммель А. Мир исламского мистицизма. М., 1999; Zelkina А. In quest for God and freedom: the sufi response to the Russian advance in the North Caucasus. L., 2000; Тримингэм Дж. С. Суфийские ордены в исламе. М., 2002.

М. Ю.Рощин.