Кафедра
КАФЕДРА (греческий - ϰαϑέδρα),
1) (латинский - cathedra, sedes), трон епископа в храме, располагавшийся в апсиде за алтарём. Сохранились раннехристианские (нередко переделанные из римских светских тронов), византийские («Трон епископа Максимиана», середина 6 века, Архиепископский музей, Равенна; смотри иллюстрацию к статье Византия) и западноевропейские средневековые (из базилики Святого Николая в Бари, середина 12 века) кафедры из мрамора, дерева и слоновой кости, богато украшенные скульптурной резьбой и рельефами. Престол апостола Петра в ватиканском соборе Святого Петра, почитающийся в качестве реликвии, украшен скульптурной композицией Дж. Л. Бернини (1657-66). В переносном значении слово «кафедра» часто обозначает епархию. Город, в котором пребывает архиерей, называется кафедральным, а храм, где находится его кафедра, - кафедральным собором;
2) (латинский - pulpitum) в западнохристианской Церкви помост, возвышение, с которого произносились проповеди. В раннее Средневековье функции кафедры и амвона не разделялись. Впоследствии, благодаря деятельности нищенствующих орденов, в которой проповеди отводилась ключевая роль, кафедра приобрела значение самостоятельного элемента церковного убранства. Наиболее ранние из сохранившихся памятников относятся к эпохе романского стиля и демонстрируют разнообразие способов украшения: резная мраморная кафедра собора в Трое в Апулии (1169), украшенная эмалями кафедра из аббатства Клостернойбург (1181, мастер Николай Верденский, демонтирована в 1331). Кафедры могли быть как отдельно стоящими, так и встроенными в алтарную преграду (например, кафедра собора в Модене, 1160-70, мастер Ансельмо да Кампионе).
Реклама
Особая традиция сооружения мраморных кафедр сложилась в Тоскане в 12-13 веках: пристенные прямоугольные кафедры имели ограждения, украшенные повествовательными рельефами, и колонны, опирающиеся на фигуры львов (кафедра, созданная мастером Гульельмо в 1162 для собора в Пизе, ныне - в соборе Кальяри; кафедра в церкви Сан-Джованни-Фуорчивитас в Пистое, около 1270, мастер Фра Гульельмо). Наиболее значительные произведения в рамках этой традиции были созданы представителями семьи Пизано. Никколо Пизано (кафедра в баптистерии Пизы, 1260; в соборе Сиены, 1265-1268) придал кафедре полигональную форму, превратив её в свободностоящую конструкцию со сложным взаимодействием архитектурных и скульптурных форм (многофигурные рельефы, статуи, колонки, арки и др.). Пластическая насыщенность кафедр усиливается в работах Джованни Пизано, который включил в свои ансамбли статуи «аль-антика» (кафедра собора в Пизе, 1302-10).
Скульпторы Раннего Возрождения в оформлении кафедр отошли от образцов Проторенессанса, демонстрируя разнообразие решений: круглая угловая кафедра на фасаде собора в Прато (Донателло и Микелоццо ди Бартоломмео, 1434-38), прямоугольные бронзовые кафедры в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции (Донателло и мастерская, 1460-е годы), шестиугольная мраморная кафедра в церкви Санта-Кроче во Флоренции (1485, Бенедетто да Майано). В северной Европе в 14-15 веках кафедры сохраняли готические формы (резная деревянная кафедра собора в Страсбурге, 1486, мастер Х. Хаммер). Уникальным произведением является «кафедра-тюльпан» собора во Фрайбурге (1508-10, мастер Х. Виттен), в которой архитектурные формы сменяются биоморфными, а вся кафедра уподобляется гигантскому растению, в ветви которого вплетены фигуры.
В протестантских церквах, где проповедь была главной частью богослужения, кафедра служила визуальным центром храма, однако, в соответствии с протестантской эстетикой, перестала быть объектом украшения. В католических церквах в 16-18 века кафедры, напротив, продолжают выступать носителями сложных иконографических программ. Победа над ересями силой ораторского искусства становится одним из основных иконографических мотивов. В эпохи барокко и рококо кафедры зачастую утрачивают изначально присущую им тектонику, стираются границы между архитектурной основой и пластическим декором. Последний обогащается скульптурной имитацией различных материалов и растительных форм, динамичными композициями, многофигурными рельефами, полихромией (кафедра собора Синт-Ромбаутскерк в Мехелене, 1723, мастер М. ван дер Ворт; кафедра церкви Вискирхе в Зосте, Бавария, 1746-56, мастер Д. Циммерман). В дальнейшем традиция украшения кафедр постепенно утрачивается.
Лит.: Сох J. С. Pulpits, lecterns and organs in English churches. L., 1915; Mayer Н. Deutsche Barockkanzeln. Strassburg, 1932; Poscharsky Р. Die Kanzel: Erscheinungsform im Protestantismus bis zum Ende des Barocks. Gütersloh, 1963.