Какчикели
КАКЧИКЕЛИ (самоназвания - kaqchikel, cakchikel, caqchiquel, cakchiquel, буквально - люди огня или происходящие от красного дерева), индейский народ группы майя в центральной и западной части Горной Гватемалы (департаменты Чимальтенанго, Солола, Сакатепекес, Гватемала). Численность 270 тысяч человек (2003, перепись), более 350 тысяч человек (2006, оценка Ассоциации независимых этнографов Гватемалы). Близки к киче и цутухилям. Говорят на языке какчикель группы киче ветви кичемам майя языков. Письменность на основе латинской графики. Говорят также на испанском языке. Большинство - католики, есть также протестанты (пятидесятники, адвентисты и др.).
Согласно этногоническим легендам, были союзниками киче, пришли с ними на побережье Лагуны-де-Терминос в штате Табаско в Мексике (Тулан-Суйва), где были данниками тольтеков, в 10 веке вместе с киче двинулись на юго-восток и под предводительством легендарных вождей Гагавица и Сактекау завоевали Горную Гватемалу. В середине 15 века во время попытки дворцового переворота гвардия какчикели защитила царя киче Кикаба; в награду какчикели получили земли и место для своей столицы Ишимче (близ современного города Гватемала). Сохранились укрепления, храмовые пирамиды, дворцы на платформах, алтари, ритуальные площадки, стадион для игры в мяч и др. Воевали с киче и цутухилями, победили их в 1524 году благодаря союзу с испанцами, но затем сами были покорены П. де Альварадо. В конце 16 - начале 17 века на языке какчикель были составлены исторические предания и хроники («Мемориал из Солола», или «Анналы какчикелей»). Согласно им, племя какчикели состояло из 2 «половин», в каждой - по 2 группы родов (фратрий); каждая фратрия имела своего легендарного прародителя, бога-покровителя, вождя, верховного жреца и т.п.; во главе государства стояли два соправителя - по одному от каждой «половины».
Реклама
Традиционная культура типична для индейцев Мезоамерики. Основное занятие - ручное подсечно-огневое земледелие, после испанского завоевания - также пашенное. Кроме кукурузы, фасоли и тыкв, некоторые общины специализируются на выращивании пшеницы, картофеля, лука, фруктов, цветов. Община Палопо имела монополию на рыбный промысел в озере Атитлан. Развиты узорное ткачество, производство расписной керамики, плетение, резьба и роспись по дереву, изготовление лодок и музыкальных инструментов; сохранилась межобщинная ремесленная специализация. В деревнях на берегу озера Атитлан развивается искусство местных художников-примитивистов. Сохраняется традиционная одежда: женская - красная или синяя с вертикальными полосами орнамента запашная юбка, белый или узорный уипиль, красная полосатая шаль; мужская - широкие светлые полосатые штаны длиной до икр, рубаха преимущественно с красным геометрическим орнаментом, светлая куртка с тёмной аппликацией на спине, изображающей летучую мышь (тотем какчикели), соломенная шляпа поверх красного платка. По праздникам мужчины носят красные или белые полосатые рубахи, чёрно-белые или синие запашные юбки длиной до колен, длинные прямые чёрные шерстяные рубахи без рукавов (габан). Общины в основном эндогамны. Местами сохранились патрилинейные линиджи, временная матрилокальность брака и отработки за невесту. Практикуются культы предков, духов гор, пещер, кукурузы и др., колдовство, знахарство, пережитки шаманизма. Праздники святых патронов сопровождаются театрализованными представлениями в масках (Пляска Ягуара и др.). В некоторых местах особо почитается Машимон (имеет черты бога Мама - покровителя 5 последних дней года, когда совершалась смена власти у богов и земных владык, и святого Симона - апостола Петра, покровителя рыбаков).
Лит.: Memorial de Sololá. Anales de los Cakchiqueles / Trad. А. Recinos. Guatemala, 1991.
А. А. Бородатова.