Калачакра

КАЛАЧАКРА [санскритский kālacakra - колесо (круг) времени], система буддийского тантризма (ануттара-йога-тантры), а также основной текст этой системы - «Калачакра-тантра» и персонифицирующий её 24-рукий йидам. Согласно учению ваджраяны, Калачакра, как и остальные тантры, восходит к проповеди Будды Шакьямуни, но в Индии первые упоминания о ней встречаются лишь с 10 века, хотя сам термин «Калачакра» был известен ещё до нашей эры (например, в джайнской «Ачаранга-сутре»). Согласно преданию, поведанная на юге Индии по просьбе царя Шамбалы Сучандры «Калачакра-тантра» была записана и унесена в страну Шамбалу. В 10 веке йог из Ориссы по имени Чилу (тибетский Цилу-па) вернул это учение в Индию.

Калачакра имеет ряд отличий от остальных буддийских тантрийских систем - в ней содержатся элементы индуизма, манихейства и даже ислама. Так, первым годом в летоисчислении Калачакры считается год хиджры (ошибочно 624 вместо 622). Калачакра учит о трёх «кругах времени», которые взаимозависимы и параллельны: внешний (макрокосм), внутренний (микрокосм) и иной - йогическая практика для достижения освобождения от сансары. Поэтому в тексте подробно излагаются основы астрономии и астрологии (внешняя Калачакра), большое внимание уделяется физиологии человеческого тела (внутренняя Калачакра), а духовная практика (иная Калачакра) строится в форме особой «шестиступенной йоги». Заметное место в идеологии Калачакры отводится также эсхатологической доктрине, в которой предсказывается, что в грядущие века «злодеи-варвары» (тибетский ла-ло) захватят весь мир, но в решающей битве будут побеждены войсками Шамбалы, после чего снова настанет «золотой век».

Реклама

Калачакра быстро завоевала признание в буддийских университетах городов в долине Ганга и в Кашмире, в северной Бирме (ныне Мьянма), Малайзии и Индонезии, но к 14 веку ваджраяна лишилась влияния в этих регионах. Буддийский архитектурный комплекс Боробудур на острове Ява напоминает описание ступы Дханьякатака, сохранившееся в «Вималапрабхе», главные комментарии на «Калачакра-тантру», написанном Пундарикой - третьим (начиная с Сучандры) царём Шамбалы. В этом и ещё в нескольких комментариях сохранились фрагменты первого текста Калачакры - «Калачакра-мула-тантры», который считается давно утраченным. Важнейшим из сохранившихся текстов (в тибетском каноне содержится 54 текста, относящиеся к Калачакре) является «Сокращённая Калачакра-тантра» (санскрит Калачакра-лагху-тантра-раджа).

После исчезновения буддизма в Индии ваджраяна и, соответственно, Калачакра распространились в Тибете. Там Калачакра вошла в практику всех основных буддийских школ, но особенное влияние получили две традиции её интерпретации и практики - сложившаяся в монастыре Шалу школа Будона (1290-1364) и школа Джонанг Долпопы Шераб Гьялцена (1292-1361), отличающиеся, прежде всего, различным пониманием философии мадхьямаки.

В России Калачакра изучалась и практиковалась в ареалах распространения тибетского буддизма (в Бурятии, Калмыкии, Туве). В 1920-х годах кружок по изучению Калачакры был создан внутри ОГПУ (при начальнике Особого отдела Г. И. Бокии), но просуществовал недолго, все его участники были расстреляны. В конце 20 века учение Калачакры стало широко известным как в России, так и во всём западном мире в связи с общим ростом интереса к буддизму и особенно благодаря массовым, собирающим до 200 и более тысяч участников, посвящениям в это учение, которые проводит Далай-лама XIV.

Лит.: Gos Lo-tsā-ba Gźon-nu-dpal. The blue annals / Ed. G. Roerich. Calcutta, 1949-1953. Vol. 1-2; A critical edition of Śrī Kālacakratantra-rāja / Ed. B. Banerjee. Calcutta, 1985; Vimalaprabhā. Saranath; Varanasi, 1986-1994. Vol. 1 / Ed. and annotated by J. Upādhyāya. Vol. 2,3/ Ed. V. Dwivedhi, S. Bahulkar. Saranath; Newman J. Eschatology in the wheel of time tantra // Buddhism in practice / Ed. D. S. Lopez, Jr. Princeton, 1995; Andersen J. Kalacakra. Textual and ritual perspectives. Camb. (Mass.), 1997; Гойлоцава Шоннупэл. Синяя летопись. История буддизма в Тибете. СПб., 2001; Wallace V. The inner Кālacakratantra: А buddhist tantric view of the individual. N. Y.; Oxf., 2001; Берзин А. Принятие посвящения Калачакры. СПб., 2002; Муллин Г. Практика Калачакры. М., 2002; Рерих Ю. Н. К изучению Калачакры // Муллин Г. Практика Калачакры. М., 2002; Khedrup Norsang Gyatso. Ornament of stainless light: An exposition of the Kalachakra Tantra. Boston, 2004; Пантеон Калачакра-тантры // Терентьев А. Определитель буддийских изображений. СПб., 2004; The Кālacakratantra. The chapter on the Sadhana together with the Vimalaprabhä. N. Y., 2007.

А. А. Терентьев.