Калатозов Михаил Константинович
КАЛАТОЗОВ (Калатозишвили) Михаил Константинович [15(28).12.1903, Тифлис - 29.3.1973, Москва], грузинский и российский кинорежиссёр, народный артист СССР (1969). С 1923 года работал на студии Госкинпрома в Тифлисе (киномеханик, лаборант, монтажёр, ассистент оператора, оператор). В 1925 сыграл роль духанщика Саморе в фильме «Дело Тариэла Мклавадзе» И. Н. Перестиани. Как оператор и соавтор сценария сотрудничал с режиссёрами Л. В. Кулешовым, Л. Ф. Пушем и Н. М. Шенгелая. Снятые Калатозовым в 1927 сюжеты о пуске электростанции (поселок Загэс) и др. продемонстрировали, по мнению Кулешова, «блестящую операторскую работу» с «нефотогеничным» материалом. В 1928 под влиянием монтажных концепций Э. И. Шуб и при её поддержке совместно с Н. В. Гогоберидзе снял фильм «Их царство» («18-28»).
Первой значительной работой стал фильм «Соль Сванетии» (1930, оператор Ш. Н. Гегелашвили). В отборе этнографического и природного материала, в его экспрессивной обработке (посредством диагональных внутрикадровых композиций, крупных планов, динамичной камеры и напряжённого монтажного ритма) чувствовалось влияние идей ЛЕФа. Внимание к изобразительному решению фильма и стремление к зрелищности определили режиссёрскую стилистику Калатозова, а романтичная тема борьбы человека с природой и с самим собой стала ведущей в его творчестве. В 1932 году поставил притчу «Гвоздь в сапоге» о приведшем к военному поражению тыловом бракодельстве (запрещён за «неправильный» показ Красной Армии). В 1933 для изучения звукового кино Калатозов был зачислен слушателем в Государственную академию искусствознания (ГАИС) в Ленинграде. Принимал участие в деятельности Ленинградской организации Ассоциации работников революционной кинематографии (ЛенАРРК). В 1934 вернулся в Тифлис (до 1936 директор студии Госкинпрома). За документальный фильм «15-летие Советской Грузии» (1935, не вышел на экраны) Калатозов был обвинён в формализме. Возвратившись в Ленинград, в 1936-38 Калатозов работал над сценарием «Шамиль» («Горные орлы»).
Реклама
В 1937 году окончил аспирантуру ГАИС и был зачислен режиссёром на киностудию «Ленфильм». В 1939 поставил приключенческий фильм о лётчиках «Мужество», в 1941 - фильм «Валерий Чкалов». В фильме о героизме жителей блокадного Ленинграда «Непобедимые» (1943, совместно с С. А. Герасимовым) найденное Калатозовым равновесие между «документальной» простотой и масштабностью предвосхитило стилистику создаваемых в 1960-х годах отечественных фильмов о войне. С 1943 Калатозов работал на «Мосфильме». В том же году поставил «Киноконцерт к 25-летию Красной Армии» (совместно с Герасимовым и Е. Л. Дзиганом), в 1946 вышедший в американский прокат в сокращённой версии под названием «Московский мюзик-холл». В 1943-44 уполномоченный Комитета по делам кинематографии при Совнаркоме СССР в США. В результате этой деятельности Калатозова «Мосфильм» был оснащён современной американской кинотехникой, а советские киноработники и руководители ознакомились с новейшей продукцией Голливуда. В 1944 году начальник Главка по производству художественных фильмов и заместитель председателя по делам кинематографии при СНК СССР. В 1946 возглавлял советскую делегацию на 1-м Международном кинофестивале в Канне. В 1946-48 заместитель министра кинематографии СССР (разрабатывал программу организационно-экономической реформы киноотрасли). «Холодная война» определила тему первого цветного фильма Калатозова («Заговор обречённых», 1950,премия Международного кинофестиваля в Карлови-Вари, Государственная премия СССР, 1951). Посвящённые Ф. Э. Дзержинскому «Вихри враждебные» - типичный позднесталинский историко-биографический фильм (1953, вышел на экраны в 1956). Одним из первых опытов кино «оттепели» стала лирическая комедия «Верные друзья» (1954, премия Международного кинофестиваля в Карлови-Вари). Работа над фильмом «Первый эшелон» (1956) после смерти оператора Ю. И. Екельчика была продолжена С. П. Урусевским, сотрудничество с которым определило следующий этап в творчестве Калатозова.
В 1957 году режиссёр поставил фильм «Летят журавли», получивший мировую известность (главная премия Международного кинофестиваля в Канне, Локарно и др.) и ставший одним из символов «оттепели». Здесь Калатозов вернулся к чёрно-белой гамме и во многом к своему раннему экспрессивному стилю, предоставив Урусевскому широкие возможности визуального экспериментирования. В 1958 Калатозов - художественный руководитель фильма «Дело "пёстрых"». Яркой экспериментаторской работой стал фильм «Неотправленное письмо» (1960) о трагической судьбе группы геологов, соединявший психологизм и романтизм, ощущение подлинности и масштабности отснятого в тувинских Саянах материала и максимальную активность (и вместе с тем условность) изображения. Кинопоэма «Я - Куба» (1964) посвящена Кубинской революции. Стремясь найти изобразительный эквивалент спонтанности исторического момента, Калатозов и Урусевский использовали исключительно ручную камеру; фильм вновь продемонстрировал умение Калатозова интегрировать в режиссёрский замысел индивидуальное видение коллеги-оператора, стремление к нестандартным и зрелищным изобразительным решениям. В последнем фильме «Красная палатка» (1970), посвящённом истории спасения экспедиции У. Нобиле к Северному полюсу, Калатозов вернулся к цвету, продемонстрировав свою классическую манеру, сочетавшую условность и документальность, пафос подвига и эпической картины природы.
Соч.: «Шамиль» (киносценарий) // Искусство кино. 1936. №12; Лицо Голливуда. М., 1949.
Лит.: Кремлев Г. М. Калатозов. М., 1964; «Летят журавли». М., 1972; Богомолов Ю. М. Калатозов: (Страницы творческой биографии). М., 1989; Woll J. The cranes are flying. L.; N. Y., 2003; Дерябин А. Пять лет и три года. Предыстория и история калатозовского «Шамиля» // Киноведческие записки. 2004. №67; Дружба заклятых врагов // Искусство кино. 2005. №8; Головской В. М. Калатозов - полтора года в Голливуде // Киноведческие записки. 2006. №77.
С. К. Каптерев.