Калинниковы

КАЛИННИКОВЫ, российские музыканты, братья.

КалинниковыВасилий Сергеевич [1(13).1.1866, село Воины Мценского уезда Орловской губернии - 29.12.1900 (11.1.1901), Ялта], композитор. Из семьи чиновника. Учился в Орловской духовной семинарии, в 1884 поступил в Московскую консерваторию, но перешёл в Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества, которое окончил в 1892 по классам фагота и теории музыки (гармонию изучал у С. Н. Кругликова, оркестровку и композицию - у П. И. Бларамберга). Посещал в Московском университете лекции В. О. Ключевского по русской истории. Играл в оркестре, преподавал пение в начальных городских училищах, выступал в качестве дирижёра. С 1893 из-за болезни жил преимущественно в Крыму. Ещё в студенческих годах Калинниковым были исполнены его симфоническая картина «Нимфы» (1889), увертюра к кантате «Иоанн Дамаскин» (1890), Серенада для струнного оркестра (1891), в 1888 изданы 3 романса. Широкую известность принесла Калинникову его 1-я симфония, с 1897 исполнявшаяся с большим успехом в России и за рубежом. Наиболее интенсивной творческая деятельность Калинникова была во 2-й половине 1890-х годов. В этот период им созданы 2-я симфония (1897), 2 интермеццо для оркестра, симфоническая картина «Кедр и пальма» (1898), музыка к трагедии «Царь Борис» А. К. Толстого (пост. в 1899, Малый театр, Москва). По заказу С. И. Мамонтова инструментовал одну сцену из оперы М. П. Мусоргского «Хованщина» (в связи с её постановкой в московской Частной русской опере, 1897). В 1899-1900 работал над оперой «1812 год» (либретто Мамонтова), однако окончить её не успел (пролог поставлен в 1901, Частная русская опера).

Реклама

Представитель московской школы, продолжатель традиций П. И. Чайковского; основная часть творческого наследия - произведения для симфонического оркестра. По складу дарования Калинников был лириком, хотя значительное место в его творчестве занимают эпические, жанрово-бытовые и пейзажные образы. Процесс лиризации жанра особенно проявился в 1-й симфонии (создана в 1895) - самом цельном сочинении Калинникова. Симфония отличается песенной широтой и выразительностью тем, поэтической мягкостью колорита, для неё характерны плавная неторопливость симфонического развития, непрерывность мелодического потока, отсутствие острых контрастов. Лирическая трактовка сюжета присуща и симфонической картине «Кедр и пальма» (по стихотворению Г. Гейне; в переводе А. Н. Майкова; исполнена в 1899, Москва), программность которой носит обобщённый характер, что определило и сравнительно скромную роль колористически-изобразительных моментов в музыке. В лучших романсах Калинникова (например, «Колокола» на слова К. Р.) поэтически воспринятые образы русской природы служат фоном для воплощения лирического чувства. Широкую популярность приобрели «Грустная песенка» g-moll и ряд других фортепианных пьес, вошедших в педагогический репертуар («Русское интермеццо», «Менуэт» и др.). Среди других сочинений: для женского хора с оркестром - Баллада («Над морем красавица дева сидит», слова М. Ю. Лермонтова, 1894); для хора а капелла - 2 Херувимские песни (1885, 1886), фуга D-dur, двойная фуга Christe eleison; для голоса с фортепиано - 16 «музыкальных писем» (к А. Ф. Арендсу, П. И. Бларамбергу, А. Т. Гречанинову, С. Н. Кругликову, С. И. Мамонтову и др.), трио «Приди ко мне» (слова А. В. Кольцова).

Виктор Сергеевич (1870, село Воины Мценского уезда Орловской губернии - 23.2. 1927, Салтыковка Московской губернии), дирижёр, педагог, композитор. С 1888 учился в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества. С 1897 педагог Московского синодального училища (после 1917 Хоровая академия), в 1922-26 - Московская консерватория. В 1899-1901 дирижёр и заведующий музыкальной  частью МХТ. Член Музыкально-этнографической комиссии Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете (с 1901), дирижировал хором в устраивавшихся комиссией «этнографических концертах», был составителем сборников народных песен. Один из организаторов московской Народной консерватории (1906). Представитель Нового направления в русской духовной музыке, автор церковных и светских хоровых сочинений и переложений (в том числе романсов А. П. Бородина), Концертной увертюры для оркестра, детских песен. Нотное издание: Калинников Вас. С. Собр. соч. М., 1972.

Соч.: Калинников Вас. С. Письма, документы, материалы / Сост. В. А. Киселев. М., 1959. Т. 1-2.

Лит.: Пасхалов В. Вас. С. Калинников. Жизнь и творчество. 2-е изд. М.; Л., 1951; Фрадкин В. Как создавалась первая симфония Калинникова // Музыкальная жизнь. 1958. № 13; Келдыш Ю. В. Вас. С. Калинников // История русской музыки. М., 1994. Т. 9.