Кальяо

КАЛЬЯО (Callao), город в Перу, в административном отношении образует особую административную единицу - конституционную провинцию Кальяо. Население около 390 тысяч человек (в провинции 849,6 тысяч человек, 2008). Входит в столичную агломерацию Лимы (сливается с ней на востоке). Расположен на побережье Тихого океана, на узкой полосе прибрежной низменности, полуострове и мысе Ла-Пунта. Крупный транспортный узел. Железной дорогой связан с Лимой (далее на город Ороя, откуда расходятся ветки к северу - на Серро-де-Паско, и к югу - на Уанкайо - Уанкавелика). Автотрасса, проходящая вдоль тихоокеанского побережья (часть Панамериканского шоссе), соединяет Кальяо с другими городами Перу. Международный аэропорт Хорхе Чавес (обслуживает агломерацию Лимы). Кальяо - «морские ворота» Перу, аванпорт Лимы. Крупнейший торговый и главный рыболовный порт страны. Через Кальяо проходит около 3/4 экспортных (нефть и нефтепродукты, цветные металлы и железорудные концентраты, хлопок, сахар и кофе) и импортных грузов. Действует контейнерный терминал (887 тысяч контейнеров ДФЭ, 2005). В начале 21 века при участии иностранных и частных национальных компаний осуществляются реконструкция и техническое переоснащение порта Кальяо; строятся (2008) 2 новых контейнерных терминала (после окончания работ мощность порта возрастёт вдвое).

Реклама

Основан в 1537 году Ф. Писарро. В 16-18 веках главный испанский порт на западном побережье Южной Америки. В 1578 разграблен английскими пиратами во главе с Ф. Дрейком. Статус города с 1671. В 1746 был почти полностью разрушен цунами (из 5 тысяч жителей уцелели около 200 человек), позднее отстроен заново. С 1826 года в составе независимого Перу. В 1851 Кальяо был соединён железнодорожной линией с Лимой. В период Тихоокеанских войн 1864-66, 1879-84 подвергался бомбардировкам испанцев (1866), в 1881 захвачен чилийцами. По Анконскому мирному договору 1883 возвращён в состав Перу. Сильно пострадал в результате землетрясения 1940 года.

Для северо-западной, юго-западной и южной частей города характерна типичная для городов Латинской Америки шахматная структура застройки, в центральной части она нарушается. Сохранились: крепость Реаль-Фелипе (18 век, завершена в 1774, перестроена в начале 19 века; с 1946 Музей военной истории Перу), церкви - Сан-Хуан-Боско, Непорочного зачатия Девы Марии, Сан-Хосе, Санта-Роса (все 19 век).

Католический университет Кальяо, Национальный университет Кальяо (1966); Навигационная школа Перу (1914); Военно-морская школа Перу, Школа капитанов торгового флота, Олимпийская академия Пунтенья. Среди научных учреждений - Институт моря (1964). Муниципальная библиотека (1936). Военно-морской музей Перу (1958). Муниципальный театр.

Кальяо - крупный индустриальный центр. Функционирование большей части промышленных предприятий города связано с портом. В портовой зоне сосредоточены мощные холодильные ёмкости для хранения сельскохозяйственной продукции (в том числе мяса) и рыбы; крупнейшие в Перу судоремонтные предприятия с многочисленными сухими доками. Крупный нефтеперерабатывающий завод, производство навигационного оборудования («Servicio Industrial de la Marina»). Предприятия химической (производство минеральных удобрений), лёгкой (главным образом текстильной), пищевой (в том числе пищевые концентраты, консервы, напитки, шоколад) и рыбной промышленности. Энергоснабжение города осуществляет ТЭС «Santa-Rosa».

На северном побережье мыса Ла-Пунта оздоровительный сектор Чукуито, где расположены многочисленные спортивные клубы (в том числе яхт-клубы); вдоль побережья - пляжи Кантолао, Малекон, Аренильяс, Сан-Лоренсо и Эль-Фронтон. Близ Кальяо, в местечке Кармен-де-ла-Лагуа, - церковь Богоматери (конец 18 века). В районе Кальяо - главная военно-морская база Перу.

Е. В. Баранчиков.