Камба

КАМБА (самоназвание - akamba, единственное число mukamba), народ группы банту, третий по численности народ Кении. Живут в основном на юге (преимущественно в исторической области Укамбани: округа Мачакос, Мвинги, Макуэни и Китуи на юге провинции Восточная). Численность 3,8 миллионов человек (2008, оценка). 87 тысяч человек проживают также в Танзании, 6 тысяч человек - в Уганде. Говорят на языке камба (кикамба, кекамба) подгруппы Е.20 банту языков. Письменность на основе латинской графики. Распространены также английский язык и суахили. 86% христиане (англикане, католики и др.), остальные придерживаются традиционных культов, есть незначительное число мусульман-суннитов и бахаитов.

Камба Переселились на современную территорию вместе с другими банту в 15-16 веках с юга из района Килиманджаро, по другой версии - с прибрежных территорий. Традиционная культура типична для бантуязычных народов Прибрежной подобласти Восточной Африки. Занимаются ирригационным земледелием, на склонах гор - террасным ручным и пашенным, некоторые группы - скотоводством, охотой с луком, пчеловодством. Участвовали в посреднической торговле между внутренними районами и суахилийским побережьем Индийского океана. Экономически контролировали территорию между озером Виктория на западе, озером Туркана на севере и океанским побережьем на юго-востоке. Некоторые скотоводческие группы с 18 века переселялись на восток, в район современных городов Мариакани, Кисауни, Кинанго. Камбы составляют значительную часть населения этих городов. Развиты резьба по дереву (скульптура; трёхногие табуреты и др.), кузнечество, гончарство, плетение. Характерен зооморфный орнамент на керамике и калебасах. Распространено отходничество, особенно в Найроби. Поселения разбросанные. Жилище шлемовидной формы, каркасное, из глины и травы. Домохозяйство включает несколько жилых и хозяйственных построек. Одежда - юбки, передники и накидки из шкур и луба, много украшений из бисера и металла. Распространена ритуальная татуировка тела. Женщины брили волосы и носили расшитые бисером налобные повязки. Традиционная пища - кислое молоко, иногда с кукурузной мукой, каша из кукурузы с бобовыми и др. Имеют 25 патрилинейных родов (мбай). Деревенские общины (утуй) управляются советом старейшин (атумиа), состоят из больших семей (мусьи). Система терминов родства демонстрирует редкий случай объединения сиблингов отца в одну категорию без различения пола. Сиблинги матери сочетают бифуркативность и генерационный скос типа «омаха». Распространены полигиния и брачный выкуп. Сохраняются система возрастных классов, мужские и женские инициации (в детстве и в период полового созревания), практикуется мужское и женское обрезание. Традиционные культы - верховного небесного творца Мулунга (Нгаи, Мватуанги, Аса), духов (аиму, кииму) и духов предков. Фольклор - пословицы, загадки, сказки (мальчикам рассказывают сказки мужчины, девочкам - женщины). Среди песен - пастушеские, свадебные, по поводу рождения ребёнка, сатирические. Основа ладовой системы - пентатоника. Пением сопровождаются танцы: килуми нгома (сопровождают обряды врачевания, вызывания дождя), мвилу (обряд обрезания), мбалья, нгута (развлекательные молодёжные).

Реклама

Танцевальные общества (килуми) различались рисунком и цветами бисерных украшений.

Из среды камбов вышли политические лидеры, деятели церкви и представители интеллигенции. Камбы приняли активное участие в борьбе за независимость, присутствуют во властных структурах Республики Кения.

Лит.: Hobley С. W. А-Kamba and other East African tribes. Camb., 1910. L., 1971; Lindblom G. The Akamba in British East Africa. Uppsala, 1920. N. Y., 1969; Middleton J. The Kikuyu and Kamba of Kenya // Middleton J. The central tribes of the north-eastern Bantu; the Kikuyu... L., 1953; Muthiani J. Akamba from within: Egalitarianism in social relations. N. Y., 1973; Zeleza Р. Т. Akamba. N. Y., 1995.

А. Ю. Сиим.