Камерный театр государственный

КАМЕРНЫЙ ТЕАТР государственный, с 1920 академический. Открылся в 1914 в Москве спектаклем «Сакунтала» Калидасы. Основатель и руководитель А. Я. Таиров задался целью высвободить сценическое искусство из-под гнёта литературности, присущей, по его мнению, «натурализму» МХТ, и от «власти живописцев», которая, как он считал, подчинила себе «условный театр» В. Э. Мейерхольда. Тем не менее, на практике Камерный театр ориентировался на высокие образцы классической и современной западной драматургии (первым из советских театров обратился к произведениям П. Клоделя, Ю. О’Нила, Б. Брехта), а его спектакли отличала высочайшая культура оформления (с театром сотрудничали художники А. А. Веснин, Н. С. Гончарова, П. В. Кузнецов, В. Ф. Рындин, А. А. Экстер, Г. Б. Якулов и др.). Установка на чистую театральность повлекла за собой отказ от «промежуточных» жанров разговорной драматургии (пьеса, драма) и ориентацию на «крайние» жанры - трагедию («мистерию» по терминологии Таирова) и комедию («арлекинаду»). Театр стремился к синтезу драматического и музыкального  искусства, постановке спектаклей, насыщенных песнями и танцами, в том числе и оперетт [«Принцесса Брамбилла» по сказке Э. Т. А. Гофмана, 1920; «Жирофле-Жирофля» Ш. Лекока, 1922; «Опера нищих» («Трёхгрошовая опера») Б. Брехта и К. Вайля, 1930]. Особое внимание уделялось пластической выразительности актёра, эмоциональному жесту, пантомиме, поэтому именно пантомима А. Шницлера «Покрывало Пьеретты» (1916) стала одним из программных спектаклей Камерного театра. В постановках трагедий «Фамира Кифаред» И. Ф. Анненского (1916) и «Саломея» О. Уайльда (1917) столь же энергичные усилия были направлены на достижение интонационной красоты и музыкальности актёрской речи. Одной из характерных особенностей Камерного театра на всём протяжении его истории было гармоничное сочетание мощной актёрской индивидуальности А. Г. Коонен с режиссёрским творчеством Таирова. Среди партнёров Коонен выделялись Н. М. Церетелли, И. И. Аркадии, Б. А. Фердинандов, позднее - И. Н. Александров, Н. Н. Чаплыгин.

Реклама

Камерный театр государственныйШирокое признание Камерному театру принесла постановка «Адриенны Лекуврёр» Э. Скриба и Э. Легуве (1919) - французской мелодрамы, которая была переведена в регистр трагедии и продержалась в репертуаре 30 лет. Ещё более значительной стала постановка «Федры» Ж. Расина (1922), вызвавшая восторженные отзывы не только московской, но и парижской критики (во время первых зарубежных гастролей Камерного театра в 1923 году). В спектаклях по пьесам Ю. О’Нила «Косматая обезьяна» (1926), «Любовь под вязами» (1926), «Негр» (1929), оформленных В. А. и Г. А. Стенбергами, окончательно определился творческий метод, который А. Я. Таиров называл «структурным реализмом». Примером переосмысления трагедийного жанра, создания монументальной формы, к которой всегда стремились в Камерном театре, стала «Оптимистическая трагедия» В. В. Вишневского (1933). В 1936 году Камерный театр подвергся резкой критике и обвинениям в «политической враждебности» за постановку оперы-фарса А. П. Бородина «Богатыри» (1936, либретто Д. Бедного). В 1938 труппу Камерного театра слили с труппой Реалистического театра под руководством Н. П. Охлопкова. Насильственное объединение двух эстетически несовместимых коллективов повлекло за собой творческий спад. Кризис был преодолён после того, как Охлопков вместе с группой актёров в 1939 году ушёл из Камерного театра: в 1940 Таиров создал один из лучших спектаклей Камерного театра - «Мадам Бовари» по Г. Флоберу, в котором А. Г. Коонен в роли Эммы подняла на трагедийную высоту тему любви, уничтожаемой социальным регламентом.

Камерный театр государственныйВ годы Великой Отечественной войны Камерный театр работал в эвакуации в Барнауле, где показал «Фронт» А. Е. Корнейчука (1942) и «Пока не остановится сердце» К. Г. Паустовского (1943). В 1943 возвратился в Москву. Постановка обозрения В. В. Вишневского, А. А. Крона и В. Б. Азарова «Раскинулось море широко» (1943) явилась успешной попыткой использовать опыт прежних музыкально-драматических спектаклей. В 1944 в оригинальной интерпретации А. Я. Таирова в форме спектакля-концерта под музыку  П. И. Чайковского была представлена «Чайка» А. П. Чехова. В условиях ожесточённой «борьбы с космополитизмом» в Камерном театре ставились схематичные пьесы советских драматургов, но успеха они не имели. В 1949 Таиров был отстранён от руководства, в 1950 театр был закрыт. Часть труппы вошла в состав Драматического театра имени А. С. Пушкина, открывшегося в помещении Камерного театра.

Лит.: Апушкин Я. Камерный театр. М.; Л., 1927; Камерный театр. Статьи. Заметки. Воспоминания. М., 1934; Державин К. Книга о камерном театре. 1914-1934. Л., 1934; Головашенко Ю. А. Режиссерское искусство Таирова. М., 1970; Таиров А. Я. Записки режиссера. Статьи. Беседы. Речи. Письма. М., 1970; Коонен А. Г. Страницы жизни. М., 1975; Николаевич С. И. Таиров. М., 1985; Режиссерское искусство Таирова. М., 1987; Мартынова С. С. Опера-фарс «Богатыри» А. П. Бородина в Камерном театре. М., 2002; Хмельницкий Ю. О. Из записок актера таировского театра. М., 2004; Egidio А. А. Tairov е il Kamernyj teatr di Mosca, 1907-1922. Roma, 2005.

H. Unverricht. Köln, 1972; Salmen W. Haus­und Kammermusik: privates Musizieren in ge­sellschaftlichen Wandel zwischen 1600 und 1900. Lpz., 1982 (Musikgeschichte in Bildern. Bd 4. Lfg 3); McCalla J. Twentieth-century chamber music. L., 1996; Baron J. H. Intimate music: a history of the idea of chamber music. Stuyvesant, 1998.