Камерон Чарлз
КАМЕРОН (Cameron) Чарлз (1.7.1745, Лондон - конец 1811, Санкт-Петербург), российский архитектор, рисовальщик. Сын строительного подрядчика Уолтера Камерона, принадлежавшего к младшей ветви знатного шотландского рода. До 1764 учился в цехе плотников в Лондоне под руководством отца, в 1765-1766 по приглашению архитектора И. Уэра работал над рисунками для переиздания книги обмеров римских терм А. Палладио. В 1768 отправился в Рим для проведения новых обмеров и археологических раскопок терм. Возможно, познакомился здесь с Ш. Л. Клериссо и встретился со своим дальним родственником, Чарлзом Камероном оф Лохил. Позднее, уже в России, Камерон мистифицировал свою биографию, приписав себе некоторые факты жизни этого аристократа (изгнанник-якобит, «воспитанный в Риме», как писала о Камероне Екатерина II в письмах Вольтеру); многие факты биографии Камерона уточнены лишь в новейших исследованиях (И. Рей, Д. О. Швидковский). По возвращении на родину (1769) Камерон подготовил к изданию увраж «Термы римлян» («The baths of the Romans...», изд. в 1772; переиздан в 1774, 1775) со своими текстами и офортами - труд, во многом определяющий архитектурную концепцию классицизма; участвовал в выставках Общества художеств в Лондоне (1767, 1772). Испытал влияние творчества Дж. Адама, Р. Адама, У. Кента, о чём свидетельствуют уже сохранившиеся эскизы убранства интерьеров дома Дж. Кларка в Лондоне (1770-75).
Реклама
В августе 1779 года приглашён в Санкт-Петербург в качестве «знатока античности» в связи с намерением Екатерины II «выстроить греко-римскую рапсодию» в Царскосельском парке; в 1780 назначен архитектором «над всеми строениями в селе Царском» и остался в России до конца жизни (в 1784 женился на дочери царскосельского садовника Джона Буша). Один из выдающихся мастеров русского классицизма, Камерон стал создателем целостных садово-парковых ансамблей загородных императорских резиденций в Царском Селе и Павловске; в его творчестве отразилось увлечение традициями английской палладианской усадьбы. В дворцовом зодчестве Камерон уделял большое внимание архитектурному решению интерьеров; все его работы отмечены изысканностью, строгим вкусом, утончённым лиризмом и стилистическим единством. В декоративном убранстве он использовал разнообразные техники и материалы (скульптура, шёлковые панно, полудрагоценные камни, стекло, хрусталь, фаянс, майолика, бронза, стукко, лак, ценные породы дерева и др.).
В Царском Селе Камерон создал своё наиболее значительное произведение - комплекс терм, примыкающих к Екатерининскому дворцу (Холодные бани с павильоном Агатовых комнат, 1779-85; Камеронова галерея, 1784-87; Висячий сад и пандус, 1792-94). Ему принадлежит декор ряда интерьеров Большого (Екатерининского) дворца - апартаментов великого князя Павла Петровича и его жены (в том числе Зелёная столовая, Голубая гостиная, кабинет, все до 1783) и личных покоев Екатерины II в Зубовском флигеле [Арабесковая, Лионская гостиные и Китайский зал, Купольная столовая, Серебряный кабинет, Опочивальня, Голубой кабинет («Табакерка»), Пальмовая (Зеркальная) комната, все 1780-88; дворец, почти полностью разрушенный в 1941-44, восстанавливается с 1957]. Работы Камерона создавались при участии скульпторов Л. Адана, Ф. Г. Гордеева, И. П. Мартоса, Ж. Д. Рашетта, Ж. Б. Шарлеманя-Боде, также Дж. Уэджвуда и других мастеров. В парке по проектам Камерона созданы также 4 Китайских мостика (1781-86); он участвовал в перестройке Китайской деревни (1780-1796). По проекту Камерона с 1780 года строился «образцовый» город София, живописно обрамлявший Екатерининский парк; доминантой его был Софийский собор (построен в 1782-88 по проекту Камерона, переработанному И. Е. Старовым); город упразднён в 1808 году и большей частью не сохранился (ныне - часть г. Пушкин).
В Павловске Камерону принадлежит общая планировка ландшафтного (английского) парка в духе предромантизма (1779-1786), с павильонами, каскадами, аллеями, искусственными руинами, обелисками и др. По проекту Камерона начал строиться Павловский дворец (1782-87; Камерону принадлежали общее решение центрального корпуса и отделка покоев нижнего этажа), позднее
достраивавшийся В. Бренной (с 1787), затем Дж. Кваренги; после пожара 1803 дворец был перестроен А. Н. Воронихиным (Камерон участвовал в восстановлении интерьеров); в 1941-44 дворец был разрушен и восстановлен в 1950-70-е годы. По проектам Камерона в Павловском парке воздвигнуты Храм Дружбы (1780-82), Колоннада Аполлона (1780-83; перенесена в другое место в 1799), обелиск в честь основания Павловска (1782), Вольер (1782-1785), колонна «Конец света» (1783; перенесена в другое место в 1800), «Памятник родителям» (1786-87), «Холодная ванна» (1795-99) с мостом Кентавров и «Семейной рощей», Круглый зал, или Концертный павильон (1799-1800; интерьеры - архитектора Бренна), павильон Трёх граций (1800-01; мраморная группа П. Трискорни), завершавший композицию Собственного садика; Краснодолинный павильон (1804) и др.
В 1796-99 годах Камерон был отстранён Павлом I от работ в императорских резиденциях. Предположительно по его проекту построен дворец графа К. Г. Разумовского в Батурине (Черниговская губерния; 1799-1803). В 1802-05 Камерон был «Главных Адмиралтейств архитектором», исполнил проекты для Кронштадта (Андреевский собор, 1806-17; проект переработан А. Д. Захаровым; не сохранился; также госпиталь и казармы). Камерон был высоко ценим современниками - Дж. Кваренги, А. Н. Воронихиным (он повторил образ Камероновой галереи в даче Строгановых на Чёрной речке); П. ди Г. Гонзаго считал себя его последователем. Гармоничная красота созданных Камероном ансамблей неоднократно воспета в русской поэзии.
Лит.: Ч. Камерон. Сб. статей. М.; П., 1924; Талепоровский В. Н. Ч. Камерон. М., 1939; Lukomsky G. Ch. Cameron (1740-1812). L., 1943; Ch. Cameron. (Cat.). L., 1967; Talbot Rice Т. Ch. Cameron. L., 1968; Rae I. Ch. Cameron, architect to the Court of Russia. L., 1971; Bopoнов М. Г., Ходасевич Г. Д. Архитектурный ансамбль Камерона в Пушкине. 2-е изд. Л., 1990; Швидковский Д. О. Камерон и Италия // Дж. Кваренги и неоклассицизм XVIII в. СПб., 1994; он же. Ч. Камерон при дворе Екатерины II. М., 2001.
В. А. Кулаков.