Кампания военная

КАМПАНИЯ военная (от французского campagne, английский campaign - поход, итальянский campagna - поле битвы), совокупность операций, сражений, ударов и боевых действий группировок войск (сил) на различных ТВД, объединённых общим замыслом и направленных на достижение важных политических и стратегических целей войны; определённый этап войны. Кампания обычно обозначается календарными рамками (годом, временами года и т.п.) и наименованием ТВД (страны).

В России понятие «кампания» встречается в официальных документах с начала 18 века. Впоследствии оно широко использовалось в военно-теоретических трудах и военных документах. Кампанией нередко называлась вся война. В 18-19 веках кампания обычно включала основные военные действия, ведущиеся на одном ТВД в течение года; например, Семилетняя война 1756-63 состояла из кампании 1756 (нападение Пруссии на Саксонию), кампании 1757 (нападение на Богемию и бои под Прагой), кампании 1758 [наступление российской армии, овладение Кёнигсбергом (ныне Калининград) и др.]. С конца 19 века с увеличением размаха, продолжительности и напряжённости военных действий, когда ТВД стали включать в себя обширные сухопутные и морские пространства, достижение политических и стратегических целей войны требовало проведения нескольких кампаний. Так, в 1-й мировой войне кампании включали 2-3 последовательные стратегические операции и длились около года (например, кампания 1914, кампания 1915 и др.). Во 2-й мировой войне кампании в ряде случаев вышли за рамки одного ТВД и включали 4-7 стратегических операций, проводившихся на смежных ТВД, в воздушном пространстве и на океанских (морских) театрах. Хотя официально установленного деления 2-й мировой войны на кампании не существует, однако во многих зарубежных военно-исторических трудах к кампаниям этой войны относят: польскую кампанию 1939, французскую 1940, балканскую 1941 - нацистской Германии; североафриканскую 1940-43, итальянскую 1943-45, летне-осеннюю 1944 и кампанию 1945 в Западной Европе, тихоокеанские кампании 1941-45 и др. При описании войн и военных конфликтов со 2-й половины 20 века понятие «кампания» в военной науке стало малоупотребимо.

Реклама

Лит.: Энгельс Ф. Кампания // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М., 1959. Т. 14; Проблемы военного искусства во второй мировой войне и в послевоенный период: (Стратегия и оперативное искусство). М., 1995; Вооруженные силы и военное искусство России в войнах XVIII-XX вв. М., 1998; История военной стратегии России. М., 2000.

Н. Ф. Азясский.