Военное искусство

ВОЕННОЕ ИСКУССТВО, теория и практика подготовки и ведения военных действий на суше, море и в околоземном пространстве. Теория военного искусства - составная часть военной науки, исследующая законы (закономерности), принципы, формы и способы ведения вооруженной борьбы в стратегических, оперативных и тактических звеньях, обосновывающая организационную структуру войск (сил) и методы поддержания их боевой готовности и мобилизационной готовности. Практика военного искусства охватывает применение военных знаний (теории военного искусства) и опыта при подготовке и ведении операций военных (далее - операция) и других форм военных действий с учётом конкретных условий обстановки, а также в процессе строительства и подготовки вооруженных сил (ВС) и других войск. Современное военное искусство включает в себя тесно взаимосвязанные и взаимозависимые стратегию военную (далее - стратегия), оперативное искусство и тактику. Ведущее место среди них принадлежит стратегии, которой подчинено оперативное искусство, тактика в свою очередь подчинена оперативному искусству. Стратегия охватывает теорию и практику планирования и ведения войны в целом и отдельных форм стратегических действий. Оперативное искусство - теория и практика подготовки и ведения операций и других форм военных действий оперативно-стратегического, оперативного и оперативно-тактического масштаба; включает общевойсковое оперативное искусство и оперативное искусство видов ВС, родов войск и оперативного тыла. Тактика исследует теорию и практику боевых действий соединений, частей и подразделений; состоит из общевойсковой тактики и тактики видов ВС и родов войск. Развитие военного искусства определяется политикой и военной доктриной государства, точным анализом его экономики, численностью мобилизационных ресурсов, уровнем развития науки, вооружения и военной техники, наличием стратегического сырья, топлива, энергетических ресурсов, состоянием и возможностями транспорта, связи, а также зависит от количественного и качественного состава ВС, военных традиций, физико-географический условий, подготовленности ТВД и др. Общие объективные закономерности эволюции военного искусства: усложнение форм и способов ведения войны, операций и боевых действий, расширение военных задач, непрерывное увеличение пространственного размаха и напряжённости вооруженной борьбы.

Реклама

В древние времена военное искусство базировалось на ограниченных экономических и людских ресурсах, позволявших создавать относительно немногочисленные армии. В этот период главным родом войск была пехота. У кочевых народов основу армии составляла конница (смотри Кавалерия). В некоторых армиях использовались верблюды и слоны. Приморские государства имели флот. На вооружении армий находились холодное оружие и метательное оружие, колесницы, гребные и парусно-гребные суда. Широко применялось защитное снаряжение - панцирь и шлем. Уже в древние времена обозначилось разграничение способов ведения войны (стратегия) и боя (тактика). Стратегия охватывала подготовку к войне, всестороннее изучение противника, выбор направлений и времени походов, мест сражений, главного пункта для нанесения удара, способов разгрома живой силы, подготовку войск и руководство ими, заботу о стратегическом тыле. Стратегические действия первоначально ограничивались проведением кратковременных походов. Тактика отличалась простотой замысла и прямолинейностью действий. Войско не знало ещё чёткого боевого порядка и состояло из отдельных отрядов пехоты и конницы, действовавших в простейших, часто случайных построениях. Исход боя решался в рукопашной схватке до полного уничтожения или пленения противника. По мере развития производственных отношений, роста производительных сил, усиления военно-технической оснащённости армий возрастал масштаб войн. Развитие тактики шло по пути усложнения боевых порядков, приёмов ведения боя и взаимодействия различных родов войск на поле боя. Наиболее ярко это проявилось: в открытии Эпаминондом важнейшего принципа - неравномерного распределения войск по фронту в целях сосредоточения сил для главного удара на решающем участке, применённого в сражении при Левктрах; в использовании Александром Македонским комбинированного удара конницы и пехоты для разгрома противника (смотри Гавгамелы), в применении Ганнибалом в сражении при Каннах одновременного удара на обоих флангах, окружения и разгрома римской армии меньшими силами; в искусстве применения Юлием Цезарем манёвра на поле боя и появлении резерва. В войнах древности зародились элементы военно-морского искусства (умение сосредоточить суда на избранной позиции, расчленить и уничтожить флот противника по частям). Главными способами действий были таранный удар и абордаж. В этот же период зародились искусство руководства войсками и военная теория, появились первые труды, обобщающие опыт ведения войн и сражений. Наибольший вклад в развитие военного искусства в древние времена внесли китайский полководец и военный теоретик Сунь-цзы, древнегреческий военный историки Фукидид и Ксенофонт, древнеримский военный теоретик Вегеций (конец 4 - начало 5 века).

В средние века решающим фактором в развитии военного искусства стал переход к огнестрельному оружию. В раннефеодальный период армии отдельных княжеств (5-

10 тысяч человек) состояли главным образом из тяжеловооружённой (рыцарской) конницы. В Западной Европе военное искусство представляло собой набор различных приёмов рыцарского боя. Стратегия не получила развития. В период образования централизованных государств в Западной Европе начали создаваться постоянные наёмные армии. В ведении войны получили распространение способы военных действий, основанные на кордонной стратегии и стратегии измора. Их суть заключалась в том, чтобы, во-первых, прикрыть коммуникации и базы снабжения своей армии равномерным распределением войск вдоль границы (кордона), во-вторых, манёвром своих сил на коммуникациях противника, блокадой и захватом его баз и крепостей выиграть войну без решительных сражений. Стратегии пришлось решать и новые задачи: координация действий сухопутных армий и флотов, защита побережья, нарушение морских коммуникаций противника и создание системы снабжения своих войск. Появились элементы коалиционной стратегии (смотри Ливонская война 1558-1583, Тридцатилетняя война 1618-48). В тактике с внедрением в войска огнестрельного оружия стала применяться огневая подготовка боя (сражение при Равенне, 1512). Возросло значение манёвра и резервов, совершенствовались боевые порядки войск - от плотного построения и равномерного распределения сил по фронту к созданию ударных группировок на избранном направлении удара. С 17 века огонь - решающее средство боя, для чего войска стали строиться в линии. Впервые элементы линейной тактики были применены Морицем Нассауским (Оранским) в сражении при Ньюпорте в 1600 году. Наивысшего расцвета линейная тактика достигла в середине 18 века, когда резко увеличилась скорострельность ружей, причём она применялась как на суше, так и на море. Исход сражения стал зависеть не только от успешной атаки, но и от мощи огня.

С образованием регулярных армий основные положения военного искусства стали излагаться в уставах. В Западной Европе автором первого устава (начало 15 века) считается Ян Жижка. В Русском государстве первыми воинскими уставами были «Боярский приговор о станичной и сторожевой службе» (1571) М. И. Воротынского и «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки...» (1607). Принципы военного искусства изложены также в сочинениях А. Тюренна (Франция), Р. Монтекукколи и Евгения Савойского (Австрия), Фридриха II Великого (Пруссия), Г. Ллойда (Великобритания) и др.

В начале 18 века Пётр I усовершенствовал в российской армии линейную тактику - ввёл более глубокое построение боевых порядков, способствовавшее победе российских войск над шведами в Полтавской битве 1709 года. Глубокий боевой порядок и умелое маневрирование войсками помогли российским военачальникам: П. С. Салтыкову - разбить прусские войска в Кунерсдорфском сражении 1759 года, а П. А. Румянцеву-Задунайскому - разгромить врага в сражениях русско-турецких войн (1768-74 и 1787-1791). В конце 18 века российская и французская армии окончательно перешли к тактике колонн и рассыпного строя: для ведения сражений пехота выстраивалась в две линии батальонных колонн; впереди находилась в рассыпном строю лёгкая пехота, на флангах - кавалерия, позади - резервные колонны. Преимущества новой тактики: возможность вести сражение на любой местности, сосредоточивать усилия на главном направлении, осуществлять манёвр и наращивать силу удара вводом в сражение резерва. Основные принципы тактики колонн и рассыпного строя развил в своих трудах и умело использовал А. В. Суворов. В совершенствование военно-морского искусства большой вклад внёс Ф. Ф. Ушаков. Он отказался от линейного построения кораблей, успешно действовал сосредоточенными силами, сочетая огонь и манёвр, искусно используя резервы.

Буржуазные революции 18-19 века (в Великобритании, Нидерландах, Франции и др.) изменили общественно-экономические отношения, дали толчок быстрому развитию экономики. Это позволило создавать массовые армии. На смену наёмничеству в Европе пришла всеобщая воинская повинность. Совершенствовалась организационная структура регулярных войск; создавались войсковые соединения - дивизии и корпуса, способные самостоятельно решать боевые задачи. В ряде государств (Россия, Франция, Австрия) появляются объединения непостоянного состава - армии. Создаются штабы как особые органы управления. Пассивную кордонную стратегию сменила «стратегия сокрушения», главной задачей которой становится разгром армии противника. Зарождается стратегия генерального сражения, которую наиболее эффективно использовал Наполеон I. В развитии военного искусства того времени важная роль принадлежит М. И. Кутузову, который противопоставил концепции генерального сражения концепцию согласованных боёв и сражений, растянутых во времени и пространстве, но объединённых единым замыслом. В ходе Отечественной войны 1812 года зародились первые признаки армейской операции в рамках общих стратегических действий, то есть произошло зарождение оперативного искусства. Рост скорострельности, дальности и точности огня привёл к кризису тактики колонн и рассыпного строя из-за больших потерь войск. В ходе Крымской войны 1853-56 в российской армии стихийно зародилась новая форма боевого порядка - стрелковая цепь. Окончательно она получила распространение во время франко-прусской войны 1870-71 и русско-турецкой войны 1877-78 годов. Тактика стрелковых цепей позволяла полнее реализовать возможности нарезного стрелкового оружия, использовать защитные свойства местности, гибко сочетать в бою огонь, манёвр и удар. Произошли изменения и в тактике оборонительного боя. От сомкнутых построений на не подготовленных в инженерном отношении позициях войска перешли к оборудованию групповых окопов. Зародились элементы позиционной обороны. Опыт войн и новые идеи военного искусства были обобщены в трудах Наполеона I, А. Жомини, К. фон Клаузевица, Х. Мольтке Старшего, Г. А. Леера, М. И. Драгомирова, Ф. Коломба, Н. П. Михневича и др. На флоте переход от парусных кораблей к паровым, их оснащение нарезной артиллерией, появление мин и торпед, создание броненосных крейсеров, миноносцев и других типов кораблей привели к изменениям в борьбе на море: ведение боевых действий независимо от сезонных условий, тесная взаимосвязь с борьбой на суше и применение морских десантов для вторжения на сушу на большом удалении от своей территории.

Дальнейшее развитие военного искусства связано с ростом материальной базы войны на основе роста промышленного производства в конце 19 - начале 20 века. Резко увеличилась численность армий, расширилась возможность оснащать их скорострельным оружием (прежде всего, пулемётами). Были созданы новые виды военной техники - самолёты, бронеавтомобили, танки, ПЛ, броненосцы, появилось химическое оружие. Увеличилась манёвренность армий. Возросли размах, напряжённость и разрушительность войн. Потребовалось использовать значительную часть экономики для обеспечения воюющих армий, исключительное значение приобрели стратегические запасы и резервы. Возникла необходимость при разработке стратегических планов всесторонне учитывать экономические возможности страны, наличие стратегических резервов, намечать координацию действий видов ВС, организовывать взаимодействие с союзниками. Перед стратегией встала также задача организации руководства военными действиями на нескольких ТВД. В русско-японской войну 1904-05 годов окончательно сформировалась новая форма военных действий - армейская операция, появились зачатки фронтовой операции, то есть стали складываться предпосылки для выделения оперативного искусства в самостоятельную составную часть военного искусства. В ходе 1-й мировой войны возникли новые объединения - группы армий и фронты - и, как следствие, соответствующие операции. Сложилась новая структура управления - «ставка - фронт (группа армий) - армия». Широко применялась позиционная оборона на сплошном фронте в сочетании с системой инженерных сооружений и заграждений, её глубина составила 15-20 км. Были разработаны и применены различные способы решения проблемы прорыва обороны. Однако преимущество средств обороны над средствами наступления привело к позиционной войне, проблема прорыва обороны в стратегическом плане решена не была. В тактике возник новый боевой порядок - «волны цепей». С увеличением количества танков, бронемашин и другого группового оружия стал применяться групповой боевой порядок; внедрены новые методы артиллерийской поддержки атаки пехоты: последовательное сосредоточение огня, огневой вал, двойной огневой вал. Началась разработка основ боевого применения танков, авиации. Наряду с разведкой и охранением появились новые виды обеспечения боевых действий - противовоздушная оборона, противотанковая оборона, противохимическая защита, инженерное обеспечение и маскировка. В военно-морском искусстве решающую роль стали играть крупные морские сражения (один из главных теоретиков - германский адмирал А. фон Тирпиц), получили применение предложенные российским вице-адмиралом С. О. Макаровым принципы взаимодействия в морском бою кораблей различных классов, противоминной и противолодочной обороны, новые боевые порядки кораблей. Была разработана тактика действий ПЛ и способы борьбы с ними. Сложилась новая форма ведения боевых действий на море - морская операция.

Специфические особенности военного искусства проявились в годы Гражданской войны 1917- 1922 годов. В начале войны военные действия ограничивались передвижением войск преимущественно по железным дорогам и велись в форме отдельных боевых столкновений. По мере накопления опыта и совершенствования военной организации осуществлялся переход от «эшелонной войны» к войне полевой, манёвренной, к организованным и согласованным действиям армий и фронтов. В общей системе стратегических действий чётко определились роль и место фронтовых и армейских операций. Из-за недостатка сил и средств для одновременного ведения наступления на всех направлениях и большой протяжённости фронтов (в 1918 - до 5 тысяч км) единственным способом ведения РККА вооруженной борьбы являлся поочерёдный разгром противника на различных ТВД. По этим же причинам действия РККА носили высокоманёвренный характер. Крупным достижением стало воссоздание кавалерийских дивизий и корпусов, в 1919 - создание конной армии, которая играла важную роль в развитии тактического успеха в операции и достижении её конечной цели. Таким образом, зародился новый элемент оперативного построения войск, прообраз подвижной группы. Фронты часто проводили ряд последовательных наступательных операций, объединённых общим замыслом. Был получен опыт проведения наступательных операций силами двух фронтов. Оборонительные действия велись не только вынужденно, но и в целях экономии сил и выигрыша времени. Оборона строилась на удержании наиболее важных районов, объектов в сочетании с контратаками и контрударами по прорвавшемуся противнику (манёвренная оборона). При удержании крупных городов, важных районов и объектов (Царицын, Петроград и др.) оборона имела позиционный характер.

В период между 1-й и 2-й мировыми войнами во многих странах на новой индустриальной базе была проведена коренная техническая реконструкция ВС. Это потребовало развития всех составных частей военного искусства. В СССР стратегией была определена новая роль видов ВС в будущей войне, разработана теория их использования и взаимодействия. Основным объектом стратегических действий считались ВС противника на ТВД, приоритетным видом стратегических действий - наступление, осуществляемое проведением ряда фронтовых наступательных операций. Оборона рассматривалась как вынужденный вид военных действий. В середине 1920-х годов в самостоятельную отрасль военного искусства выделилось оперативное искусство. В начало 1930-х годов оперативным искусством разработана новая теория ведения военных действий массовыми, технически хорошо оснащёнными армиями - теория глубокой операции, предполагающая быстрый прорыв обороны противника и развитие наступления высокими темпами на всю глубину его оперативного построения. Наступательные операции предусматривалось проводить как одним фронтом, так и группой фронтов. Армейская операция рассматривалась как составная часть фронтовой операции. Сформировалось оперативное искусство ВВС и ВМФ. Тактика также разрабатывалась в соответствии с требованиями манёвренной войны. Бой рассматривался как общевойсковой при решающей роли пехоты и танков. Была создана теория глубокого боя. Получила развитие тактика действий разнородных сил флота и взаимодействия между ними. Заложены основы тактики родов авиации и самостоятельных операций ВДВ, разработаны и освоены способы выполнения оперативных задач авиационными бригадами, дивизиями и корпусами дальней авиации. В развитии теории военного искусства в этот период большая роль принадлежит М. В. Фрунзе, Г. С. Иссерсону, Д. М. Карбышеву, А. А. Свечину, В. К. Триандафиллову, М. Н. Тухачевскому, И. П. Уборевичу, Б. М. Шапошникову, Е. А. Шиловскому и др. В целом советское военное искусство перед 2-й мировой войной сформировалось в стройную систему взглядов на ведение войны, операции и боя. Вместе с тем репрессии конца 1930-х годов, неверная оценка опыта локальных войн и военных конфликтов в Испании, на Халхин-Голе, советско-финляндской войны 1939-40 годов привели к тому, что теория военного искусства была отброшена назад. Была подвергнута сомнению теория глубокой операции, сделаны ошибки в развитии организационно-штатной структуры войск, не было чёткого понимания начального периода войны, отсутствовал общий план перехода к стратегической обороне, недооценивалась возможность скрытного развёртывания противником группировок войск и внезапного нападения. Мало уделялось внимания отработке способов ведения боевых действий в условиях отхода, окружения и выхода из него. В зарубежных государствах в этот период особое внимание уделялось разработке принципов использования массовых армий. Для прикрытия их развёртывания на границах создавались укреплённые районы (рубежи): «Мажино линия» - во Франции, «Зигфрида линия» - в Германии, «Маннергейма линия» - в Финляндии. Зарубежные военные теоретики в ряде случаев переоценивали роль новых видов вооружения и военной техники, сосредоточивали внимание на разработке теорий о достижении победы в войне с помощью «малых армий» или массированного применения того или иного вида техники (теории воздушной войны итальянского генерал Дж. Дуэ, танковой войны британского генерал Дж. Фуллера и германского генерала Х. Гудериана). Эти взгляды оказали заметное влияние на разработку форм и способов стратегических действий во 2-й мировой войне. Руководство Германии, например, возлагало большие надежды при реализации концепции «молниеносной войны» на массированное применение танковых и механизированных войск, поддерживаемых авиацией. Во Франции господствовала доктрина превосходства позиционной войны, «линия Мажино» считалась неприступной для германских «танковых клиньев». Британская и американская доктрины войны на истощение исходили из решающей роли «морской силы».

Важнейшим этапом в развитии военного искусства стала 2-я мировая война. Советское военное искусство в ходе Великой Отечественной войны 1941-1945 годов обогатилось качественно новыми формами и способами стратегических, оперативных и тактических действий. Были решены важнейшие проблемы ведения вооруженной борьбы в условиях массового применения танков, авиации, артиллерии и других средств. В начале войны стало ясно, что сил одного фронта для ведения обороны на стратегическом направлении недостаточно. В связи с этим была разработана и воплощена в жизнь новая форма стратегической обороны - оборонительная операция группы фронтов. В зависимости от обстановки менялся характер обороны (вынужденная или в целях изматывания противника). Совершенствование искусства ведения обороны проявилось за счёт: своевременного определения замысла противника на наступление; создания резервов; заблаговременного строительства оборонительных рубежей, занятия их войсками и проведения всего комплекса работ по подготовке обороны; проведения частных наступательных операций и контрударов; непрерывного воздействия авиации на вражеские войска; широкого манёвра сил и средств; нанесения массированных огневых ударов и др. Главное место в развитии военного искусства заняло стратегическое наступление. Из восьми военных кампаний за годы войны шесть были наступательными. Постоянно возрастал размах наступления. В зимней кампании 1941/42 оно развёртывалось на фронте до 2 тысяч км и проводилось на глубину 150-400 км. В летне-осенней кампании 1944 года наступление последовательно велось в полосе 4,5 тысяч км и на глубину 600-1100 км, а в 1945 - на всём советско-германском фронте одновременно. Масштабность вооруженной борьбы привела к возникновению новой формы стратегического наступления - операции групп фронтов. Основной формой ведения военных действий оперативного масштаба была фронтовая наступательная операция. Размах таких операций в ходе войны возрос в несколько раз (под Москвой глубина наступления фронтов составляла 100-250 км, в Висло-Одерской операции - до 500 км). Наступление велось ударными группировками: на участках прорыва, составлявших 10-15% общей полосы наступления фронта, сосредоточивалась большая часть сил и средств (до 50% и более стрелковых соединений, 50-80% артиллерии, свыше 80% танков и почти вся авиация). В перерастании тактического прорыва в оперативный главную роль играли подвижные группы в составе танковых армий, танковых, механизированных и кавалерийских корпусов. Оперативным искусством и тактикой были решены проблемы окружения и уничтожения оперативных группировок противника, ведения встречных боёв и сражений, преследования противника, преодоления промежуточных оборонительных рубежей, форсирования водных преград с ходу, штурма городов и др. В операциях широко использовались ночные боевые действия. Совершенствовалось и искусство применения видов ВС - ВВС и ПВО. В военно-морском искусстве наибольшее развитие получили способы содействия ВМФ сухопутным войскам в оборонительных и наступательных операциях, проводившихся на приморских направлениях, обеспечения высадки оперативных и тактических морских десантов. Большой вклад в совершенствование отечественного военного искусства внесли командующие войсками и начальники штабов фронтов, флотов, армий, многие генералы и офицеры видов ВС и родов войск. Среди них необходимо отметить, прежде всего, А. М. Василевского, Г. К. Жукова, Б. М. Шапошникова, а также А. И. Антонова, И. Х. Баграмяна, Н. Н. Воронова, Л. А. Говорова, М. В. Захарова, И. С. Исакова, И. С. Конева, Н. Г. Кузнецова, А. А. Новикова, И. Е. Петрова, К. К. Рокоссовского, П. С. Рыбалко и др.

Военное искусство зарубежных государств в годы 2-й мировой войны также существенно изменилось. Основная стратегическая концепция руководства Германии - теория «молниеносной войны» в борьбе с СССР себя не оправдала, хотя в первом и втором периодах Великой Отечественной войны ряд операций вермахта был проведён с высокой эффективностью. Германские военачальники, среди которых выделялись Х. Гудериан, Э. фон Манштейн, В. Модель, Э. Роммель, умело применяли танковые и моторизованные войска, воздушные и морские десанты при массированной поддержке авиации и хорошо налаженном взаимодействии, проводили стратегические и оперативные перегруппировки, которыми достигалась внезапность действий. Военное искусство США и Великобритании обогатилось опытом руководства коалиционными войсками, умением всесторонне планировать и обеспечивать операции, осуществлять мощное, непрерывное огневое поражение противника, особенно силами авиации. Большой опыт был приобретён в проведении морских десантных операций в Европе и на Тихом океане. Существенный вклад в развитие военного искусства в период 2-й мировой войны внесли военачальники воюющих сторон: американской - Д. Эйзенхауэр, О. Брэдли, британской - Б. Монтгомери, Э. Каннингхэм, японской - И. Ямамото.

В послевоенный период научно-технический прогресс вызвал глубокие изменения в средствах вооруженной борьбы. В конце 1940-х - начале 1950-х годов в ВС ряда государств поступают на вооружение ядерное оружие и ракетное оружие. Сухопутные войска оснащаются новыми танками, БТР, БМП. В ВВС поршневые самолёты заменяются реактивными, на вооружение в массовом количестве поступают вертолёты. В войсках ПВО основным средством борьбы с противником становятся зенитные ракеты. В ВМС начинают использоваться атомные силовые установки. Военная техника всё более насыщается электронными системами. Во всех видах ВС широкое применение находят средства радиоэлектронной борьбы. До середины 1950-х годов возможная война военными специалистами СССР прогнозировалась как вооруженное столкновение двух мощных коалиций государств с самыми решительными целями. Вначале предполагалось, что это будет длительная мировая война и для её ведения потребуются многомиллионные армии. Стратегическая оборона в 1960-е годы, в отличие от довоенного времени, признавалась закономерным видом военных действий. Способы и формы применения видов ВС, основные положения оперативного искусства и тактики базировались на опыте минувшей войны. С массовым поступлением в войска ракетно-ядерного оружия основным способом достижения стратегических целей стало считаться массированное нанесение ракетно-ядерных ударов по противостоящим группировкам ядерных средств, военным и экономическим объектам, объектам государственного и военного управления противника. Признавалась возможность достижения целей войны не последовательно, а в результате одноактного применения ядерных средств, в связи с чем радикально изменились взгляды на роль видов ВС в войне. Основная роль отводилась новому виду - РВСН, а также ядерным средствам авиационного и морского базирования. Наиболее вероятной предполагалась быстротечная война, но не отвергалась возможность и затяжных военный действий. Основными видами стратегических действий в ядерной войне считались: ракетно-ядерные удары по важнейшим стратегическим объектам противника; военные действия на сухопутном, океаническом и морском ТВД в целях завершения разгрома его сил; защита тыла и группировок своих войск от ядерных ударов. В области оперативного искусства и тактики были пересмотрены нормативы ведения и всестороннего обеспечения боевых действий, внесены изменения в способы применения войск (сил). Главная роль в ведении боевых действий отводилась ракетным войскам и авиации, применяющим ядерные боеприпасы, а также танковым, мотострелковым войскам и ВДВ.

По мере осознания мировым сообществом катастрофичности возможной мировой ядерной войны в 1970-80-х годах стала преобладать тенденция ведения длительных военных действий с применением только обычного оружия и с переходом к применению ядерного оружия в ходе войны. Возникли новые формы стратегических действий: стратегические наступательные и стратегические оборонительные операции на континентальных ТВД; стратегические операции по отражению воздушно-космического нападения. С развитием авиации, появлением аэромобильных формирований и дальнобойного высокоточного оружия были созданы предпосылки для расширения зоны одновременного воздействия на противника. На рубеже 20-21 веков российское военное искусство развивается с учётом совершенствования средств вооруженной борьбы, военного искусства зарубежных государств, опыта локальных войн и вооруженных конфликтов, возможностей экономики страны и складывающейся военно-политической обстановки в мире. Свёртывание в начале 1990-х годов военных структур Организации Варшавского договора потребовало организации обороны страны в пределах её государственных границ, уточнения основных положений стратегии, оперативного искусства и тактики, характера и содержания военного строительства и строительства ВС Российской Федерации. Принятой в 2000 году Военной доктриной Российской Федерации на первый план выдвигаются две взаимосвязанные задачи: недопущение войны и готовность дать отпор агрессору, если она будет развязана. Основными видами стратегических действий становятся оборона и контрнаступление. В оперативном искусстве особое внимание обращается на разработку активных форм и способов ведения оборонительных операций, при этом главная роль отводится контрударам, встречным сражениям, манёвру войсками и огнём. Разрабатываются проблемы отражения массированных ударов средств воздушного нападения противника, способы борьбы с его высокоточными средствами поражения, обосновываются пути обеспечения устойчивости противотанковой, противовертолётной и противодесантной обороны. Решение задачи разгрома вторгшегося агрессора предполагается проведением контрнаступательных операций. Практически заново разрабатывается теория ведения специальных (контртеррористических) операций для борьбы с вооруженными формированиями, использующими тактику партизанской борьбы.

Военное искусство основных зарубежных государств, входящих в блок НАТО, развивается с учётом коалиционной стратегии. В ходе его эволюции война вначале рассматривалась как всеобщая ядерная (до 2-й половины 1950-х годов), а с начала 1960-х годов в теоретических разработках появились положения о вероятности большой войны с применением только обычного оружия. В начале 1990-х годов в НАТО принята «Новая стратегическая концепция Союза» как коалиционная военная доктрина. Она предполагает политический подход к обеспечению безопасности, который будет приобретать всё возрастающее значение. В то же время сохранение ядерного оружия в роли «сдерживающего фактора» и военное присутствие за пределами национальных границ остаются в неизменном виде. Новая стратегическая концепция объявлена оборонительной, однако сделанный в ней акцент на развитие ракетно-ядерных средств, создание крупных высокомобильных формирований показывает, что перспективная структура ОВС НАТО сможет обеспечить ведение и наступательных действий.

Лит.: Макиавелли Н. Военное искусство. СПб., 1839; Энциклопедия военных и морских наук / Под редакцией Г. А. Леера. СПб., 1885. Т. 2; Леер Г. А. Стратегия. 5-е изд. СПб., 1893-1898. Ч. 1-2; Михневич Н.П. Стратегия. СПб., 1899-1901. Кн. 1-2; Крепость в войнах Наполеона и в войнах новейшего времени. СПб., 1907; Незнамов А. А. Современная война: действия полевой армии. 2-е изд. СПб., 1912; Военная энциклопедия. СПб., 1912. Т. 6; Свечин А. А. Эволюция военного искусства: с древнейших времен до наших дней. М.; Л., 1927-1928. Т. 1-2; Триандафиллов В. К. Характер операций современных армий. 4-е изд. М., 1937; Клаузевиц К. О войне. 5-е изд. М., 1941. Т. 1-2. М.; СПб., 2002; История военного искусства / Под редакцией П. А. Жилина. М., 1979; Эволюция военного искусства: этапы, тенденции, принципы. М., 1987; Военная энциклопедия. М., 1994. Т. 2; Проблемы военного искусства во Второй мировой войне и в послевоенный период. М., 1995; Вооруженные силы и военное искусство России в войнах XVIII - начала XX в. М., 1998; Дельбрюк Г. История военного искусства: В 4 т. СПб., 2001.

В. К. Копытко.

Связанные статьи