Кан Хи Ан
КАН ХИ АН, Кан Хвиан (псевдоним Ин Чжэ) (1417 или 1419 - 1464 или 1465), корейский каллиграф и художник. Представитель направления «живопись интеллектуалов» (корейский - мунъинхва, китайский - вэньжэньхуа). Из знатной семьи. Служил при дворе короля Седжона. Участвовал в создании образцов иероглифов для подвижного металлического шрифта (1455). Автор книги «Записки о разведении цветов» («Янхва сорок»). Совершил путешествие в Китай, где изучал живопись школы Ма-Ся (Ся Гуй и Ma Юань) 12-13 веков, а также современную ему живопись проакадемической школы Чжэ и школы У, развивавшей традиции вэньжэньхуа. На творчество Кан Хи Ана также оказала влияние эстетика буддистской школы Сон (китайский - Чань).
Как живописец работал в жанрах: портретном, пейзажном, «цветы и птицы». Национальная самобытность стиля Кан Хи Ана проявляется в преобладании туши над кистью, из-за чего его штрихи лишены лёгкости, присущей китайским прототипам. Кан Хи Ан акцентирует плотность и весомость форм, не передавая их внутренней пустотности, обязательной в китайской живописи. Человек в его творчестве органично слит с дикой природой, а не пребывает в диалоге с ней, как у китайских мастеров [альбомный лист «Лежащий в раздумье под деревом» («Мудрец, созерцающий воду»), Национальный музей, Сеул].
Лит.: The art of ancient Korea. L., 1962; Глухарева О. Н. Искусство Кореи с древнейших времен до конца XIX в. М., 1982; Selected treasures of the National Museums of Korea. Seoul, 1988; Ahn, Hwi-Joon. The arts under King Sejong // King Sejong the Great. Wash., 1992; Воробьев М. В. Очерки культуры Кореи. СПб., 2002.
В. Г. Белозёрова.