Кан Ювэй

Кан ЮвэйКАН ЮВЭЙ (Кан Чансу, Кан Наньхай) (19.3.1858, уезд Наньхай, провинция Гуандун 31.3.1927, Циндао, провинция Шаньдун), китайский мыслитель, учёный, государственный и общественный деятель, лидер реформаторского движения в Китае на рубеже 19-20 веков. Из семьи мелкопоместного шэньши. Получил классическое конфуцианское образование. С 19 лет учился у Чжу Цыци, известного знатока неоконфуцианства и сторонника школы Лу Цзююаня - Ван Янмина (луван-сюэпай).

Изучение классического конфуцианства и неоконфуцианства сочетал с глубоким интересом к буддизму и западным естественным наукам. В 1879 посетил Гонконг. В 1882 и 1888 пытался сдать экзамен на вторую учёную степень цзюй жэнь. В 1884-85 написал основные разделы «Книги о Великом единении» («Да тун шу») - своего главного труда, содержащего идеи конфуцианизированной социальной утопии. В 1888, будучи вольнослушателем столичной академии Гоцзыцзянь, направил первый (не достигший адресата) меморандум императору Гуансюю (смотри Цзай Тянь), содержавший предложение провести социальные реформы и перейти к парламентаризму.

Реклама

В 1889 году возвратился в провинцию Гуандун. В 1891 в Гуанчжоу (Кантоне) открыл частную школу «Чансин», в которой наряду с конфуцианскими дисциплинами ввёл преподавание буддизма, даосизма, западных естественных и гуманитарных наук, бросив тем самым вызов официальной китайской системе образования. В том же году издал книгу «Исследование поддельных канонов синьского учения» («Синь сюэ вэй цзин као»), в которой выступил против «школы канонов в древних знаках» (гу вэнь цзин сюэ) и её ведущего представителя Лю Синя (1 век до нашей эры - 1 век нашей эры) в поддержку «школы канонов в современных знаках» (цзинь вэнь цзин сюэ) [основоположник Дун Чжуншу (2 век до нашей эры)], опиравшейся на конфуцианские каноны, написанные реформированной иероглификой. Кан Ювэй доказывал, что Конфуций был не пересказчиком взглядов древних «святомудрых», а оригинальным социальным философом и основоположником новой религии, т. е. не просто мудрецом, но и святым, «некоронованным царём» (су ван), установившим «святомудрый закон изменения правления» (гай чжи чжи шэн фа), что нашло отражение в канонах, написанных «новыми знаками». В своём следующем труде «Исследование [учения] Конфуция об изменении правления» («Кун-цзы гай чжи као», 1892) Кан Ювэй попытался реконструировать «подлинное» конфуцианство, представив его как протореформаторство. В 1893 получил вторую учёную степень цзюй жэнь.

В 1895 году, прибыв в Пекин для сдачи экзаменов на высшую степень цзинь ши, возглавил движение цзюй жэней за проведение реформ (спровоцировано поражением страны в китайско-японской войне 1894-95). Вместе со своими учениками Лян Цичао и Май Мэнхуа написал меморандум императору, направленный против ратификации кабального Симоносекского договора 1895. Меморандум содержал также предложения об активном привлечении на службу китайских эмигрантов, переносе столицы из Пекина в более древний Сиань, выпуске государственным банком бумажных денег, чеканке разменной монеты, создании государственной почтовой системы, превращении конфуцианства в полноценную общегосударственную религию и создании при императоре выборного совещательного органа. Получив степень цзинь ши и став делопроизводителем в Приказе общественных работ в Пекине, Кан Ювэй в августе 1895 года основал политический клуб «Общество науки об усилении [государства]» (Цянсюэхой), открывший свои филиалы в основных провинциальных центрах и имевший свой печатный орган «Цянсюэбао». Однако в том же году деятельность клуба была запрещена, Кан Ювэй вернулся к педагогической работе.

В апреле 1898 года он возобновил свою политическую активность, основав в столице Гуандунское научное общество (Юэсюэхой), а позднее - всекитайское Общество защиты государства (Баогохой). Отстаивая тезис «Изменение - это Путь (дао) неба», Кан Ювэй рекомендовал повторить опыт японской революции Мэйдзи (1867-68) и реформ российского императора Петра I. Свои предложения оформил в виде отдельного произведения - «Направленная вверх предварительная записка об административных реформах Российского [царя] Петра Великого» («Цзинь-чэн Элосы Да Бидэ бянь чжэн цзи сюй»). Среди разрабатывавшихся Кан Ювэем грандиозных проектов переустройства Срединной империи был план переселения китайцев в Бразилию для основания ими там Нового Китая. Сторонникам реформ удалось организовать в июне 1898 аудиенцию Кан Ювэя у императора и заручиться его согласием на привлечение группы реформаторов к государственному управлению. В том же году Кан Ювэй был назначен прикомандированным секретарём Главного управления иностранных дел с правом непосредственного доклада императору. Указ «Об установлении основной линии государственной [политики]» («Мин дин го ши») ознаменовал начало «Ста дней реформ» (11.6-21.9.1898), в ходе которых была предпринята попытка отменить традиционную систему экзаменов на учёные степени, создать университет в Пекине и учебные заведения западного образца в провинции, установить практику принятия государственного бюджета, модернизировать армию, флот, административную систему и др. Конец реформаторской деятельности Кан Ювэя и его сторонников положил дворцовый переворот, организованный ультраконсервативной группировкой во главе с вдовствующей императрицей Цыси, узурпировавшей власть. Кан Ювэй был вынужден покинуть страну, в течение 16 лет находился в эмиграции, странствуя по миру. Продолжая возлагать надежды на Гуансюя, Кан Ювэй в Канаде в 1899 году основал Союз защиты императора (Баохуанхой). После Синьхайской революции выступал за восстановление монархии на конституционной основе. В 1915 предложил превратить конфуцианство в государственную религию Китая. В 1917 и 1924 поддержал попытки сторонников Цинской династии добиться её реставрации. В конце жизни отошёл от политической деятельности и стремился отрешиться от мира в «небесном странствии» (тянь ю).

Философские труды Кан Ювэя были посвящены поиску пути модернизации страны при сохранении её культурной идентичности. Основным видом творчества для него стали комментарии: «Учение господина Дун [Чжуншу о летописи] "Вёсны и осени"» («Чунь цю Дун-ши сюэ»), «Комментарий к "Срединному и неизменному"» («Чжун юн чжу»), «Комментарий к "Теоретическим речам [Конфуция и его учеников]”» («Лунь юй чжу»), «Тонкости "Мэн-цзы"» («Мэн-цзы вэй») и др. Концепцию главной теоретической работы - «Книги о Великом единении» («Да тун шу», 1884-1902) - Кан Ювэй почерпнул из главы 9 «Ли юнь» («Циркуляция благопристойности» или «Действенность ритуала») конфуцианского канона «Записки о благопристойности» («Ли цзи»), в которой усмотрел «сущность великого учения Конфуция». Эту концепцию Кан Ювэй связал с идущей от Мэн-цзы, Дун Чжуншу, школы канонов в современных знаках, традиции «Гунъян чжуань» («Предание Гунъяна [о летописи "Чунь цю”]», 5-2 века до нашей эры) и сформулированной Хэ Сю (129-182) историософской доктриной трёх стадий развития общества [эпоха Пребывания в хаосе (цзюй луань), эпоха Подъёма к равновесию (шэн пин), эпоха Великого равновесия (тай пин)]. Кан Ювэй интерпретировал текст «Ли юнь» как описание троичного цикла инволюции от эпохи Великого равновесия в золотой век древности, когда действовало Великое дао, к эпохе Подъёма к равновесию в период трёх первых династий (23-8 века до нашей эры), когда воцарился «Путь» Малого процветания, и, наконец, к эпохе Пребывания в хаосе при жизни Конфуция (6-5 века до нашей эры), когда также имело место Малое процветание. Новаторским достижением Кан Ювэя стала трансформация этой традиционной инволюционной последовательности в эволюционную, согласно которой за эпохой Пребывания в хаосе, всё ещё господствующей на земле, должна настать эпоха Подъёма к равновесию, к которой ближе всего подошли Европа и Америка, а затем, в ещё более отдалённом будущем, последует и эпоха Великого равновесия с соответствующей сменой Малого процветания Великим единением во всём мире. С каждой из эпох в эволюционной последовательности соотносился и определённый общественный строй: самодержавие, конституционная монархия, демократическая республика. Утопия Великого единения предполагала всемирное правительство, международный язык, отсутствие частной собственности и семьи, заменённой временными брачными соглашениями, торжество буддизма и даже физическое бессмертие. Все люди на Земле - единоутробные братья и сёстры, подобные инопланетным мужчинам и женщинам, живущим во множестве миров во Вселенной, объединённой общей субстанцией ци, тончайшую форму которой - Дух (шэнь) Кан Ювэй отождествлял с электричеством.

Соч.: Та t’ung shu / Tr. by L. G. Thompson. L., 1958; Избранные произведения прогрессивных китайских мыслителей нового времени (1840-1898). М., 1961; Цюань цзи. Шанхай, 1987. Т. 1-9 (на кит. яз.); Во ши. Нанкин, 1999 (на кит. яз.).

Лит.: К’ang Yu-wei: а biography and а symposium / Ed. Lo Jung-pang. Tucson, 1967; Hsiao Kung-chuan. А modem China and а new world: Kang Yu-wei, reformer and utopian. Seattle, 1975; Борох Л. Н. Общественная мысль Китая и социализм (начало XX в.). М., 1984; Общественно-политическая мысль в Китае (конец XIX - начало XX в.). М., 1988; Кобзев А. И. Философия китайского неоконфуцианства. М., 2002; Тихвинский С. Л. Избр. произведения. М., 2006. Кн. 1: История Китая до XX в.: движение за реформы в Китае в конце XIX в. и Кан Ювэй.

А. И. Кобзев.