Канал имени Москвы

КАНАЛ ИМЕНИ МОСКВЫ (до 1947 канал Москва - Волга), комплекс гидротехнических сооружений, соединяющих реку Москва и реку Волга; предназначен для водоснабжения Москвы и её пригородов, судоходства и обводнения реки Москва. Проходит по территории Московской области, частично по территории Тверской области и по городу Москва. Протяжённость канала 128 км. Начинается у города Дубна на реке Волга, где сооружены плотина, образовавшая Иваньковское водохранилище, шлюз №1 и Иваньковская ГЭС. Затем трасса канала идёт на юг, пересекая Клинско-Дмитровскую гряду (5 шлюзов с насосными станциями) и поднимаясь на 38 м выше уровня Волги. На водораздельном бьефе находятся 6 водохранилищ - Икшинское, Пестовское, Пяловское, Учинское, Клязьминское, Химкинское (всего по водохранилищам проходит 19,5 км трассы канала). С водораздела трасса канала спускается к реке Москва на 36 м (2 двухкамерных шлюза). Заканчивается на реке Москва в городском районе Тушино (шлюзы №7, 8). Ширина канала по дну 46 м, по поверхности воды 85 м, глубина 5,5 м. Ширина шлюзов 30 м, длина 290 м, глубина на пороге 5,5 м.

Реклама

Канал имени МосквыРешение о строительстве канала принято на Пленуме ЦК ВКП(б) в 1931 году. В 1932 начались изыскательские, проектные и строительные работы. Сооружение канала было поручено ОГПУ, уже осуществлявшему с 1931 строительство Беломорско-Балтийского канала (начальник его строительства Л. И. Коган был назначен по совместительству начальником строительства канала Москва - Волга). Для строительства приказом ОГПУ №889/с от 14.9.1932 в городе Дмитров Московской области организован Дмитровский исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ) ОГПУ. Из 220 тысяч работников стройки свыше 195 тысяч составляли заключённые (по данным на 1.4.1935). С сентября 1932 по январь 1938 в Дмитровском ИТЛ умерли свыше 22 тысяч человек; 55 тысяч заключённых были досрочно освобождены по окончании строительства. При сооружении канала проложено 650 км железных дорог, проведено 406 км линий электропередачи, построено свыше 200 гидротехнических сооружений, в том числе 8 ГЭС. 15.7.1937 канал открыт для движения пассажирских и грузовых судов. Строительство канала решило проблему водоснабжения Москвы.

Канал создавался как единый архитектурный комплекс, который должен был показать величие социалистической эпохи. Все сооружения - в духе советского классицизма, увязаны с ландшафтом и простором водной глади (архитекторы А. М. Рухлядев, В. Я. Мовчан, В. Ф. Кринский, Д. Б. Савицкий и др., скульпторы И. С. Ефимов, Н. Я. Данько и др.). Каждый шлюз, имеющий особый облик, завершается декоративными надстройками или скульптурами. Для внешней облицовки башен шлюзов и других зданий использованы мрамор, диорит, гранит разных цветов, полированный лабрадор и цветная штукатурка. В начале канала, на берегах Волжского аванпорта, были установлены две 15-метровые статуи (скульптор С. Д. Меркуров) - И. В. Сталина (взорвана в 1962) и В. И. Ленина. Башни шлюза №3 украшены декоративными парусными кораблями-каравеллами, выполненными из красной меди. Здание Северного речного вокзала в Москве, построенное в форме огромного корабля, стало архитектурным символом города как «порта пяти морей» (Балтийского, Каспийского, Чёрного, Азовского и Белого). Высокий шпиль здания увенчан звездой, снятой с одной из башен Московского Кремля. На террасах вокзала - фонтаны «Север» и «Юг», символизирующие связь южного и северного водных путей. По берегам канала располагаются санатории, пансионаты, зоны отдыха.

Ежегодно по каналу перевозится около 27 миллионов тонн грузов и свыше 500 тысяч пассажиров, перекачивается около 2 миллиардов м3 воды. Канал обеспечивает свыше 60% всей потребляемой Москвой и её пригородами воды (2007). В 1937-2007 годах по нему было перекачено свыше 100 миллиардов м3 воды, выполнено около 3 миллионов шлюзований, пропущено около 10 миллионов судов.

Лит.: Соботович И. Д., Соботович Е. П. По каналу имени Москвы. М., 1962; Комаровский А. Н. Записки строителя. М., 1973; Канал имени Москвы: 50 лет эксплуатации. М., 1987; Федоров Я. А. Была ли тачка у министра?: очерки о строителях канала Москва - Волга. Дмитров, 1997; Сталинские стройки ГУЛАГа, 1930-1953. М., 2005.               

Ю. Н. Моруков.