Каналетто Антонио
КАНАЛЕТТО [Canaletto; настоящая фамилия Каналь, Канале (Canal, Canale)] Антонио (Джованни Антонио) (17.10.1697, Венеция - 10.4.1768, там же), итальянский живописец, рисовальщик, гравёр. Учился у своего отца, сценографа Бернардо Каналя (1674-1744); с 1716 помогал отцу в оформлении опер А. Вивальди в венецианских театрах «Сант-Анджело» и «Сан-Кассиано», в 1719-20 - опер А. Скарлатти в театре Катраника в Риме. Под влиянием работавших в Риме венецианца Л. Карлевариса, Дж. П. Паннини и голландского пейзажиста Г. А. ван Виттеля обратился к написанию городских видов (ведут), исполненных широкими пастозными мазками и построенных на резких контрастах света и тени («Арка Септимия Севера», 1719, частное собрание, Бергамо; «Каприччио с руинами», 1720-1721, фонд Дж. Чини, Венеция, и др.). О знакомстве Каналетто с каприччио М. Риччи свидетельствуют романтизированная, загадочная атмосфера пейзажей, стремление к передаче световоздушной среды, тональная живопись.
В ведутах 1730-х годов, созданных в Венеции, Каналетто овладевает новыми приёмами: предельно точно, с помощью камеры-обскуры фиксирует оптический ракурс изображаемого вида; стремясь ко всё более широкому охвату панорам, чётко выстраивает пространство. В его произведениях документальность сочетается с поэтичностью, красочной передачей атмосферы города в дни торжеств, связанных с выездами дожа, приёмов иностранных послов, праздников в честь святых: «Приём французского посла в Венеции» (1724, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Возвращение "Бучинторо" к молу в день Вознесения» (1726-27, ГМИИ; 1730, Королевское собрание, Виндзорский замок) и др. Красочная гамма становится у Каналетто более приглушённой в картинах, запечатлевших будничную жизнь города, маленькие площади, узкие улочки, набережные и каналы с изящными арками мостиков, оживлённые фигурками рыбаков, торговцев, прогуливающихся дам и кавалеров, силуэтами чёрных гондол («Мастерская мраморщиков в Сан-Витале», 1730, Национальная галерея, Лондон; «Церковь Санти-Джованни-э-Паоло и Скуола Сан-Марко», 1726, КГ, Дрезден). Пейзажи 1730-х годов написаны лёгкими мелкими мазками, в них нет напряжённой динамики больших красочных пятен ранних каприччио; Каналетто использует более тонкие и разнообразные градации светотени, пластически точно выписывая виды площади Святого Марка (смотри иллюстрации к статье Венеция) и Пьяццетты, яркие фасады дворцов Большого канала.
Реклама
Уже с 1720-х годов Каналетто создавал по заказам английских коллекционеров серии воображаемых и реальных ведут с изображением известных уголков и памятников Венеции, отчасти повторяя старые мотивы. В 1746-55 художник работал в Англии, где писал виды Лондона, Виндзора, берегов Темзы, интерьеры средневековых капелл («Капелла в Итонском колледже», 1747; «Гринвичский госпиталь в Лондоне со стороны Темзы», 1747-50, обе - Национальная галерея, Лондон; «Вид Сент-Джеймского парка», 1749, собрание лорда Малмсбери, Великобритания, и др.), а также каприччио. Серии рисунков и офортов Каналетто хранятся в Королевском собрании Виндзорского замка, музеях Венеции и других городов.
По возвращении в Венецию Каналетто повторял в ведутах главным образом старые темы («Интерьер собора Святого Марка», Виндзорский замок; «Праздник обручения венецианского дожа с Адриатическим морем», около 1763-64, ГМИИ). Лишь в 1763 году художник стал членом венецианской Академии Художеств. Достижения Каналетто в разработке передачи световоздушной атмосферы оказали значительное влияние на европейское искусство 18-19 века. Среди учеников Каналетто - его племянник Б. Беллотто.
Лит.: Bromberg R. Canaletto’s etchings. L. а. о., 1974; Corboz А. Canaletto: una Venezia immaginaria. Mil., 1985. Vol. 1-2; Constable W. G. Canaletto. 2nd ed. Oxf.; N. Y., 1989. Vol. 1-2; Links J.G. Canaletto. L., 1999; Pignatti Т. А. Canal detto il Canaletto. Firenze, 2001; Федотова Е. Д. Венеция. Живопись века Просвещения. М., 2002.
Е. Д. Федотова.